Некоторые казахстанские эксперты видят за взаимными запретами на ввоз ряда товаров, введенными Астаной и Москвой, признаки торговой войны, другие объясняют это следствием промежуточного состояния «евразийской экономической интеграции».
В текущем месяце сообщалось об изъятии в Казахстане из продажи некоторых видов кондитерских, масложировых изделий и молочной продукции российского производства из-за «несоответствия техническим регламентам». Ранее, в конце марта, в Казахстане был введен запрет на реализацию нескольких наименований мясной продукции российского производства.
На прошлой неделе Роспотребнадзор сообщил о решении изъять из продажи молочную продукцию, овощи и сухофрукты из Казахстана, которые «не соответствуют нормативным требованиям».
В ряде СМИ прозвучали предположения о начале «торговой войны» между двумя странами — участницами Евразийского экономического союза, однако подобные высказывания были отвергнуты официальными лицами из Астаны и Москвы.
Торговой войны между Казахстаном и Россией нет, заявил вице-министр национальной экономики Каирбек Ускенбаев журналистам 13 апреля.
«Есть дружественные нам страны, которые наиболее интегрированы, и есть действия отдельных предприятий, которые свою продукцию некачественную на наши полки поставляют. Мы не потерпим, чтобы некачественная продукция была на наших столах», — сказал вице-министр.
Позднее пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков сделал схожее заявление.
«Я думаю, что это достаточно сильное преувеличение. А что конкретно происходит, я сейчас не имею информации. Но в любом случае, я думаю, что такие формулировки, как торговая война, они не совсем корректны», — заявил Песков.
«Торговая война» или «недопонимание»?
Политолог Досым Сатпаев говорит, что торговые войны – это распространенная практика в отношениях между разными государствами. Такие войны случаются даже между государствами, входящими во Всемирную торговую организацию.
«Нынешняя ситуация свидетельствует о том, что Евразийский экономический союз – это образование искусственное и абсолютно непроработанное. То есть этот интеграционный процесс больше создавали политики, чем экономисты, бизнесмены. Поэтому постоянно возникают такие проблемы», — говорит Сатпаев.
По словам политолога, в Евразийском экономическом союзе повторяются ситуации, имевшие место в Таможенном союзе.
«Одна из этих проблем — так называемые нетарифные методы регулирования. Это большое количество искусственных препятствий, которые власти могут чинить бизнес-структурам других стран. В России это распространенная практика. Она существовала и во время функционирования Таможенного союза. Тогда часто делались заявления о том, что Россия искусственно создает препятствия. Поэтому нынешняя ситуация – это всего лишь способ России защитить свой рынок от казахстанской продукции», — считает политолог.
По мнению Сатпаева, происходящее связано со сложной экономической обстановкой в самой России. Из-за войны санкций и трудностей в экономике многие российские бизнес-структуры теряют рынок сбыта внутри России.
«Поэтому они пытаются найти рынок сбыта за пределами своей страны, в частности в странах ЕАЭС, и в то же время пытаются защитить свой рынок от продукции этих же государств. Стоить отметить, что прежде торговая война существовала и с Беларусью. И что бы сейчас ни говорили официальные лица, торговая война существует. Мы наблюдаем ее явные признаки. Думаю, что, по мере осложнения экономической ситуации в России, такие торговые войны будут только усиливаться», — полагает Досым Сатпаев.
По словам эксперта, возможно, это связано с тем, что правительство Казахстана стало прислушиваться к доводам локальных бизнес-структур и принимает меры по защите интересов казахстанских товаропроизводителей.
Политик Петр Своик объясняет запреты, введенные Казахстаном и Россией на ввоз тех или товаров, следствием промежуточного состояния «евразийской экономической интеграции».
«Когда стороны отменяют внутренние таможенные границы и организовывают совместное общее пространство, это предполагает наличие других основополагающих механизмов и элементов для успешного его функционирования, но их еще нет. Получается, что на смену упраздненным таможенникам на охрану национальных экономических пространств выходят санитарные врачи с «кишечными палочками». Понятно, что в данном случае речь идет вовсе не о контроле качества товара, эти ведомства используются лишь в политических целях», — отмечает Петр Своик.
Экономист Магбат Спанов считает, что разговоры о торговой войне с Россией не имеют под собой оснований.
«Никакой торговой войны нет, идет лишь конкурентная борьба. Это лишь рабочие моменты, недопонимание. Евразийский экономический союз работает лишь три месяца, и нужен по крайней мере год, чтобы давать какую-либо оценку, лучше два-три года. Ясно, что в будущем такие ситуации будут повторяться. К тому же мы не можем вести торговую войну с Россией, потому что мы проиграем ей как с экономической, так и с политической стороны. Поэтому разговоры о торговой войне излишни», — говорит Магбат Спанов.