Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

«Русский мир» — от концепции «мягкой силы» до обоснования войны

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В выступлении 18 марта прошлого года сразу после аннексии Крыма президент России Владимир Путин заявил — он надеется, что «граждане Германии тоже поддержат усилия по возрождению «русского мира» и исторического единства России». Примечательно, что Путин обосновал аннексию не только возвратом исторических территорий России, но и воссоединением «русского мира».

В выступлении 18 марта прошлого года сразу после аннексии Крыма президент России Владимир Путин заявил — он надеется, что «граждане Германии тоже поддержат усилия по возрождению «русского мира» и исторического единства России». Примечательно, что Путин обосновал аннексию не только возвратом исторических территорий России, но и воссоединением «русского мира». Такое обоснование агрессии против соседней страны было новшеством в риторике высших должностных лиц России. Ранее идея «русского мира» больше относилась к категориям «мягкой силы», но, к сожалению, весной 2014 года эта концепция была использована для оправдания нарушения территориальной целостности и суверенитета Украины.

История идеи

В последние годы основные идеи концепции «русского мира» многократно описывались, тем не менее, стоит заново рассмотреть их в связи с изменением контекста применения. Идея «русского мира» мира не нова, ее современная активация произошла в конце 20-го — начале 21-го века. Как и у любой идейной конструкции, которая претендует если не на идеологию, то, по меньшей мере, на обоснование одного из приоритетов внешней политики, у концепции «русского мира» есть исторический и политический контекст. Концепция «русского мира» была в очередной раз актуализирована и продумана в поисках ответа на вопрос о влиянии глобализации на развитие и культуру России. Другими причинами стали развал СССР и обеспокоенность части российского общества (в особенности — политической элиты) в связи с усилением роли США в международной политике.

Многие российские мыслители на стыке веков рассматривали глобализацию в негативном свете, выражая тревогу по поводу утраты Россией могущества и угрозы ее культурным ценностям. Однако в основном выдвигалась идеи не в пользу международной изоляции России, а указывалось на необходимость проекта своего рода мини-глобализации. Идея интеграции на пространстве СНГ с новой силой стала акцентироваться с 2000 года и неизменно формулировалась как приоритет внешней политики России. К тому же, высказывалось мнение, что Россия должна найти такой способ взаимодействия с внешним миром, который позволит ей не только сохранить традиционные ценности, но и получить экономическую выгоду от процессов глобализации.

Так, один из тех, кто изложил идею «русского мира», — российский писатель и эксперт в области культуры Андрей /Столяров в своей статье «Русский мир» в 2002 году подчеркивал, что мировая либерализация сделала возможной перемещение интеллектуальных элит через границы государств. В свою очередь, глобализация обеспечила свободный поток технологий и капитала в сильнейшие экономические центры. Столяров констатировал, что деньги и люди покидают Россию, но не призывал противиться этому процессу, поскольку искусственное юридическое или административное удержание людей и капитала в одной стране может привести к восстанию и к еще более масштабному бегству. Вместо этого нужно использовать сложившуюся ситуацию на благо России. Как и другие теоретики «русского мира», Столяров пришел к выводу о том, что наблюдается эрозия национальных государств, и Россия должна идти в ногу со временем, думая о наднациональном образовании, границы которого будут не географического, а культурного плана.

«Русский мир» как православная цивилизация

Православная цивилизация как противовес влиянию Запада и НАТО стала часто упоминаться в России после «цветных революций» в соседних странах — в Грузии и на Украине в 2003 и в 2004 годах. О «русском мире» и о православной цивилизации как о дополняющих друг друга измерениях говорили, в том числе и представители Русской православной церкви (РПЦ). Митрополит Кирилл (еще до того как он стал главой РПЦ), выступая на 10-м Конгрессе российских соотечественников в мае 2006 года, заявил, что самобытной русской цивилизация, которая состоит из России и «русского мира», предстоит оппонировать западной цивилизации в вопросах универсализации традиций Запада.

Осенью 2014 года в телепередаче «Слово пастыря» патриарх Кирилл сказал: «русский мир» — это отдельная цивилизация, к которой принадлежат люди, которые сегодня обозначают себя разными словами — русские, украинцы и белорусы». Хотя Кирилл подчеркнул, что «русский мир» не является образованием политического характера, тем не менее, упомянутая концепция использовалась в политике и даже в войне. Но сформулировать, что такое православная цивилизация, все же проблематично. Официальный представитель РПЦ по связям с общественностью Всеволод Чаплин в 2013 году говорил, что к православной цивилизации относятся Россия, Украина, Белоруссия, Молдова, Греция, Сербия и Болгария.

Послание о России как о хранительнице традиционных ценностей нацелено не только на российскую аудиторию и соседние страны, но и на консервативных христиан, а также сторонников праворадикальных партий в Европе. В Западной и Южной Европе позитивно на сигналы России реагирует все больше политиков. К сожалению, у многих нет понимания о том, что скрывается под фасадом духовности, которая, если присмотреться внимательнее, существует больше на уровне пожеланий, чем в реальной российской жизни. В последние десятилетия в Западной Европе всевозможные меньшинства и социальные группы могут в большей или меньшей степени претендовать на защиту государства, в свою очередь, убеждения христиан иногда сравниваются с мракобесием. Европейцы должны подумать: не следовало бы светским политикам и представителям общества проявлять больше толерантности по отношению к христианам, так как, будучи консервативно настроенными, и по причине своих проблем и неведения они ищут поддержки от современной страны-агрессора — России.

Заключение, или в поисках нового мирового порядка

Эксперты в области политики часто подчеркивают, что Путин действует оппортунистически, не следуя какой-то великой стратегии. Это, возможно, соответствует действительности, но только частично. Еще в 2008 году во Внешнеполитическую концепцию России были включены такие слова: «Россия придает большое значение управляемости мирового развития, требующему коллективного лидерства ведущих государств, созданию саморегулирующей международной системы, которая должна быть представлена в географическом и цивилизационном смысле». Перефразируя, можно сказать: Россия хочет, чтобы миром управляли географические и цивилизационные центры. В таком случае Россия как один из названных Самуэлем Хангтингтоном цивилизационных центров будет устанавливать порядок в своем регионе.

Важно напомнить, что рекомендованный Хантингтоном мировой порядок предусматривает, что центральное, или ведущее государство каждой цивилизации (англ. — core state) в целях недопущения конфликтов будет коммуницировать с центральными государствами других цивилизаций и не позволит маленьким приграничным странам конфликтовать и что-либо решать самостоятельно. Аналогичные идеи нравятся российским пропагандистам и хозяевам Кремля, которые хотят управлять бывшими советскими республиками.  В такой конструкции соседним с Россией странам отведена роль буферной зоны, чтобы сохранить позиции нынешней российской властной элиты. Идеи о цивилизациях и «русском мире» удобны для обоснования такого доминирования. Как прийти к новому порядку сфер интересов? Необходима «новая Ялтинская конференция».

В конце 2014 и в начале 2015 годов из уст российских дипломатов часто звучал призыв к большим игрокам международной политики -значимым в экономическом и военном смысле странам — сесть за стол переговоров и обсудить «новые правила игры». Ялтинская конференция, 70-летний юбилей которой отмечался в феврале этого года, на российских телеканалах была представлена в позитивном свете. Телевизионные комментаторы, а также интервьюируемые политики и эксперты с удовлетворением отмечали, что в Ялте идеологически разные государства смогли договориться о будущем.

С точки зрения государств Балтии, Польши и других восточноевропейских стран, Ялта была мероприятием, когда Запад уступил Сталину в вопросе о будущем многих европейцев. Таким образом, для Балтии Ялта, это, скорее символ повторной советской оккупации. Не зря бывший президент США Джордж Буш, находясь с визитом в Вильнюсе, сказал: больше не будет никаких новых «Ялт». Лидеры России считают иначе: хорошо, если бы большие государства устанавливали порядок в своих регионах. Как видим, Россия свои слова готова подтвердить, в том числе военными действиями, чтобы не допустить независимой политики соседей. Идеи «русского мира» и православной цивилизации служат для обоснования такой политики и агрессии.

Андис Кудорс, исполнительный директор Центра исследований политики Восточной Европы.

(Публикуется в сокращении).