Отмена Россией эмбарго на продажу ракетного комплекса С-300 тесно связана с последними событиями в отношениях Ирана с другими странами. Готовность к сотрудничеству Исламской Республики, демонстрирующей свой позитивный облик и конструктивную политику, не только помогла разрядить напряженность в отношениях с окружающим миром, но и облегчила использование ее огромного стратегического и военного потенциала.
13 апреля, когда в Москву прибыл секретарь Высшего совета национального безопасности Ирана, средства массовой информации сообщили об отмене российским президентом Владимиром Путиным указа, запрещавшего поставку в Иран ракетного комплекса С-300. Данный указ был принят в 2010 году тогдашним президентом России Дмитрием Медведевым на основе антииранской резолюции Совета Безопасности ООН № 1929.
Новое решение кремлевских властей было принято в канун приезда в Москву министра обороны Исламской Республики Хосейна Дехкана, который планирует провести консультации с российскими коллегами 16–17 апреля.
Все прошлые годы вопрос о возобновлении данного контракта не раз поднимался представителями политических и военных ведомств Ирана. В связи с этим Тегеран даже подавал жалобу в Международный суд в Гааге, однако это не помогло ему добиться своей цели, а сама Москва лишь соглашалась предоставить ему в качестве замены менее эффективный ракетный комплекс.
Принимая во внимание все эти перипетии в отношении поставки в Иран С-300, которые начались еще в 2007 году и не имели конечной развязки на фоне пика противоречий с Западом по поводу иранской ядерной программы, последнее решение кремлевского руководства можно считать символом начала нового периода двухстороннего сотрудничества между Москвой и Тегераном и даже свежего взгляда международной общественности на Исламскую Республику.
В связи с этим стоит выделить несколько моментов, которые помогут осознать это событие с разных точек зрения.
Во-первых, многие эксперты склонны считать, что изменение позиции России является прямым следствием последней декларации по ядерной проблеме Ирана, принятой в швейцарской Лозанне. То же самое подтверждают и оппоненты Ирана, ссылаясь на прямое указание министра иностранных дел России Сергея Лаврова. Одновременно с критикой по этому поводу официальных представителей США министр информации сионистского режима (Израиля) в одном из своих обращений назвал отмену эмбарго на поставку С-300 признаком того, что после ядерной декларации мировое сообщество создает для Ирана более вольготные условия, и охарактеризовал этот документ признаком легитимности региональной и международной политики Исламской Республики.
В условиях, когда предполагается, что основными последствиями ядерной декларации и возможного окончательного соглашения по ядерной программе Ирана будет стабилизация международных связей и особенно торгово-экономических отношений, мы видим, что преимущества выхода из тупика состоят и в налаживании сотрудничества в области безопасности и обороны. Еще до подписания окончательного соглашения русские активно демонстрируют свою готовность начать новый период военного сотрудничества с нашей страной.
Во-вторых, нынешнее решение российской стороны можно считать ответом на критику ядерной декларации. Дело в том, что некоторые круги внутри Ирана считают, что этот документ содержит такие статьи, которые могут нанести ущерб национальной безопасности страны, поэтому называют их лазейками для военных угроз. Эти люди не осознают, что в современном меняющемся мире те или иные угрозы возникают постоянно, и предлагают устаревшую трактовку возможных рисков, закрывая глаза на суть мировоззрения мирового сообщества.
В нынешних условиях конструктивное взаимодействие, пришедшее на смену периоду противостояния и разобщенности, стало основой для славного возвращения Исламской Республики Иран к участию в международной политике. Сопровождается этот процесс сокращением не только косвенных, но и прямых угроз.
Также не следует забывать о том, что когда-то Иран, несмотря на мирный характер ядерной программы, ввиду некоторых своих непродуманных действий стал объектом жесточайших санкций и самых серьезных угроз, а стремительное усиление его региональной мощи вместе с активной дипломатией стало вызывать большие опасения у его противников и конкурентов.
В-третьих, на последнее решение российских властей повлияло изменение роли Ирана, ведь из некоего политического козыря он превратился в важного партнера, пренебрегать которым уже невозможно. По мнению многих наблюдателей, национальные преимущества и геополитические положение Исламской Республики таковы, что они могут даже спровоцировать соперничество держав для привлечения ее на свою сторону. Реальные признаки этого уже сейчас можно наблюдать в новой конкуренции, начавшейся между разными зарубежными странами и их экономическими структурами в канун полной отмены несправедливых санкций.
Отказ русских от поставки ракетного комплекса С-300 в прошлые годы доказывал лишь то, что на тот момент Ирану отводилась роль своего рода козыря в отношениях крупных держав, таких как США и Россия. Тогда заявления о дружбе между Москвой и Тегераном, обусловленной необходимостью международных контактов, оставались только на словах, а действительно стратегическое партнерство между ними на деле не находило никакого подтверждения.
Отчасти решение Кремля предоставить Ирану комплекс С-300 можно трактовать как начало нового периода в отношениях двух стран. Вероятно, эта мера направлена на привлечение внимания Ирана к Востоку, то есть России в противовес Западу, и является неким катализатором в развитии российско-иранских отношений в самых разных сферах. При этом предполагается создание препятствий на пути западных конкурентов, особенно европейцев, жаждущих получить свои выгоды от новых отношений с нашей страной.
В-четвертых, открытие новой возможности двухстороннего военного сотрудничества между Москвой и Тегераном тесно связано с нынешней политической конъюнктурой. Сейчас, когда, по словам министра обороны Ирана, страна стоит перед новыми угрозами со стороны внерегиональных сил, а усиление террористической активности такфиристских группировок бросает вызов всем ближневосточным государствам, усиление проиранской оси может создать подходящие условия для отражения этих угроз.
Исламская Республика Иран как региональная держава и Россия как прочная мировая держава имеют много общих точек зрения и интересов по вопросам Ближнего Востока и прилегающих к нему регионов, поэтому развитие сотрудничества в таких сферах, как безопасность и оборона, может благотворно сказаться на поддержании мира и стабильности в этой части света.
В целом, последнее решение российских властей можно считать одним из ключевых событий иранской внешней политики, подтверждающим тот факт, что руководство Исламской Республики правильно выстраивает свою внешнюю политику.