Увольнение известной журналистки Маргариты Корнышевой с портала Delfi было в местных СМИ темой всего лишь одного дня. Скупые комментарии главы редакции, в которой она проработала 4,5 года, и последовавшее за этим молчание коллег по цеху вызывают удивление, намекая на то, что «месседж», посланный русским журналистам, дошел по назначению.
«Журналист Маргарита Корнышева, чье творчество и взгляды на протяжении многих лет вызывали самую противоречивую реакцию общественности, с сегодняшнего дня больше не работает на русском Delfi», — вот такими скупыми строчками ограничилась новость об увольнении одного из самых известных русских журналистов самого популярного новостного портала Эстонии. Были еще маловразумительные комментарии главного редактора Delfi Урмо Соонвальда, в которых он посетовал о неких ценностях, которые Корнышева, по его словам, отказывалась разделять.
Все эти дни я ждал какого-то комментария со стороны профессиональных журналистов, не считая себя в праве лезть со своими замечаниями. Но «братья по цеху» предпочли отмолчаться, сочтя, по всей видимости, неписаные правила корпоративной этики достаточным барьером для того, чтобы высказаться.
Не буду ходить вокруг и около и скажу честно: с Маргаритой я знаком. Это знакомство вряд ли можно назвать приятельскими отношениями, но я неоднократно помогал ей, а она — мне. Речь идет о материалах и информации, которыми мы обменивались. Что-то выливалось в статьи, автором которых выступала Корнышева, что-то в мои собственные публикации. Не скрою, кое-что из того, что публиковалось, было весьма резонансным. Ведь, если не стремиться к резонансу, то зачем тогда писать?
Меня мало интересовали (да и не интересуют сейчас) политические взгляды бывшего редактора Delfi Маргариты Корнышевой. Разумеется, среди моих знакомых найдется немало тех, кто готов был весьма негативно отозваться о том, что выходило из-под ее пера. Обиженных на ее публикации соберется не один десяток. Но лично для меня этот факт является неоспоримым подтверждением журналистского таланта — бесконфликтный автор интересен только самому себе.
Главред Delfi позволил себе упрекнуть уволенную журналистку в отсутствии взвешенности. Но мы, пытающиеся быть публицистами, все этим в той или иной степени грешим. Потому что публициста, не имеющего собственной позиции или тщательно ее скрывающего, никто не будет читать. Корнышева никогда не пряталась за спинами героев своих публикаций. Скажу больше: последние годы портал Delfi ассоциировался у меня, в первую очередь, исключительно с ее именем.
Всегда ли я соглашался с позицией Маргариты? Далеко не всегда, но мы и не обязаны соглашаться с мнением автора. Ведь его задача не в том, чтобы нас в чем-то убедить или разубедить, а в том, чтобы указать на болевую общественную точку. У Корнышевой это получалось гораздо лучше, чем у многих ее русских собратьев по профессии. И, в конце концов, «позиция автора может не совпадать с мнением редакции» — на данный момент мне не понятно, почему об этом весьма распространенном правиле не стал вспоминать господин Соонвальд.
Очень может быть, что конфликт, вылившийся в увольнение Корнышевой с популярного портала, имеет более глубокие корни или скрытые от обывательских глаз течения. Мне уже попалась на глаза одна версия, что это дело «длинных рук» одного местного общественного деятеля, мнящего себя борцом с эстонским фашизмом и погрязшего в запутанных финансовых схемах собственной деятельности. Не хочется верить, что маргинальные политики, подкармливаемые сомнительными зарубежными организациями и фондами, столь влиятельны в Эстонии.
Предполагаю, что не всегда сдержанная на язык Корнышева, кстати, свободно владеющая эстонским языком (что для местных русских публицистов весьма актуально), очень сильно многих раздражала.
Своим решением главный редактор портала Delfi дал сразу несколько козырей в руки тех, кто изошел на крик, пытаясь доказать отсутствие реальных гражданских свобод в Эстонии. В общество отправлен недвусмысленный «месседж», истолковать который можно только так: писать в медиа можно обо всем, но с обязательной оглядкой.
Фактическое молчание коллег Корнышевой ясно дает понять, что сигнал до отдельных адресатов дошел. Это тревожное во всех смыслах событие бросило тень и на кажущиеся благородными попытки зачинщиков крупномасштабного проекта русского телеканала. И еще один немаловажный момент: у меня сложилось впечатление, что русским журналистам отведена роль того самого быка, которому позволено отнюдь не все, что позволено Юпитеру. А кто у нас Юпитер, вы можете догадаться и сами.