Все это немного напоминает утро после застолья, когда вы просыпаетесь с чугунной головой. Решение индийского премьера Нарендры Моди заказать у Парижа 36 самолетов Rafale стало большой неожиданностью для французской и европейской авиации. Французская и европейская пресса же выразила удовлетворение по поводу того, что «прóклятому» самолету удалось заполучить уже второй экспортный контракт два месяца спустя после подписания договора с Египтом.
Как бы то ни было, индийская пресса (она, по всей видимости, совершенно свободна в суждениях) в пух и прах раскритиковала это решение. Чаще всего упоминаются два момента. Во-первых, Индия капитулировала перед Францией. Во-вторых, почему в Дели отказались от принципа «сделано в Индии», который был одним из основополагающих для правительства Моди? Сегодня в Индии никто не сомневается, что эта сделка о продаже 36 самолетов означает конец начатых три года назад переговоров с Dassault о поставке 126 самолетов, 118 из которых должны были быть построены в Индии.
Как считает один специалист Центра политических исследований в Дели, индийское правительство приняло в высшей степени глупое решение, которое подрывает политику «сделано в Индии». Кроме того, Индия становится крупнейшим импортером оружия в мире. В The Business Standard обозреватель пишет, что французы были вознаграждены за упорство и добились того, что хотели: поставок полностью собранных во Франции самолетов без передачи технологий. Наконец, влиятельный член партии власти утверждает, что в заказе 36 Rafale не обошлось без коррупции, и намеревается обратиться в суд для его отмены.
Мы попытались получить от Dassault комментарии по этому поводу, но в компании по традиции ответили отказом. Тем не менее, нам удалось найти осведомленный источник, который подкинул нам информацию для размышления.
Сначала давайте поговорим о коррупции. Подобные обвинения возникают при любом оружейном контракте, озвучить их может кто угодно. Гораздо важнее понять, отменяет ли покупка 36 Rafale контракт на 126 самолетов. Видимо, да, говорят в Дели. Во Франции же надеются на продолжение переговоров, хотя у них нет в этом особой уверенности. Следует подождать возвращения Моди на родину, говорит наш источник. Договор с Индией еще далек от завершения: остается еще многое дописать, и это займет немало времени.
Жаль, что это занимает столько времени, потому что прямая договоренность с Францией была достигнута по инициативе индийского министра обороны. Такая безконкурсная сделка вполне легальна по индийским законам, но при соблюдении двух условий: срочность и стратегический характер вопроса. С такой точки зрения к правительству не придраться.
Первые Rafale поступят в Индию через два или два с половиной года? Возможно. У китайской и пакистанской армий, против которых официально направлено это оружие, еще есть время на передышку. Здесь также стоит отметить, что сборка Rafale по лицензии заняла бы почти втрое больше времени, чем их строительство во Франции с учетом неопытности индийских рабочих и сложности технологий.
Кроме того, можно сделать вывод о том, что договор на самом деле подписан, и что теперь на экспорт пойдет один из четырех Rafale против нуля еще два месяца назад. В Dassault в первую очередь занимаются договором с Египтом и готовятся наращивать темпы сборки на заводе в Бордо-Мериньяк.
Что же касается того, поспособствуют ли эти два договора достижению соглашений с другими кандидатами на покупку Rafale, в Dassault лишь приводят слова президента Трапье, который считает, что они могут сработать как снежный ком. В любом случае, специалисты по авиации, как в Индии, так и Франции, уверены, что Дели не может довольствоваться 36 самолетами. Что открывает большие надежды на будущее.