Адвокаты семьи Бориса Немцова обратились в Следственный комитет РФ с просьбой допросить главу Чечни, а также Руслана Геремеева, заместителя батальона «Север», который, по данным российской прессы, может быть причастен к убийству российского политика. В эфире RFI адвокат Вадим Прохоров заявил, что «Путин стал заложником собственной системы».
Вадим Прохоров: Адвокат-криминалист Ольга Михайлова и я — мы адвокаты семьи Бориса Немцова (а я был многолетним адвокатом самого Бориса Немцова) — представители потерпевшей стороны, действительно, просим допросить ряд должностных лиц в Чеченской Республике. В том числе и Рамзана Кадырова. Я напомню, что 27 февраля в половине двенадцатого вечера буквально в 100–150 метрах от Кремля был убит один из самых главных лидеров российской оппозиции Борис Немцов. С тех пор прошло более полутора месяцев. Надо сказать, что следствию в первые дни удалось, как мне кажется, достичь некоторых успехов. Был задержан ряд лиц, а именно сейчас под стражей находятся пятеро подозреваемых в причастности к совершению данного убийства, в исполнении этого убийства. Т. е. задержаны, очевидно, исполнители: непосредственно убийца и его напарник, который сидел за рулем, и лица содействующие в совершении этого преступления. Они были задержаны приблизительно неделю спустя после совершения преступления, причем все задержанные — выходцы из Чечни.
Большинство (подозреваемых) было задержано на территории Ингушетии, а один или двое — непосредственно в Подмосковье. На территории Чечни пытались задержать еще одного. Он погиб. Нам сообщили, что он подорвал себя на гранате, чему я не верю. Я думаю, что он был элементарно убит при задержании. Таким образом, из Чечни не выдано ни одного свидетеля по данному делу, вот, что мы имеем.
Путин, вроде как, присоединил Крым, но действия следствия на территории Чечни в отношении должностных лиц, близких к Кадырову, выходцев Чеченской Республики, крайне затруднены, чтобы не сказать парализованы.
Я абсолютно убежден, что следствие хотело бы допросить Руслана Геремеева, который предположительно является организатором этого преступления.
RFI: Геремеев является заместителем Алимбека Делимханова командира батальона «Север».
— Да, именно батальона «Север». Это все воинские подразделения, находящиеся на территории Чечни, все абсолютно лично преданные Рамзану Кадырову и его ближайшему окружению. Что, собственно, сам Рамзан Кадыров публично заявил, назвав Заура Дадаева (который ныне содержится в СИЗО «Лефортово») «настоящим патриотом России», я цитирую.
Руслан Геремеев, очевидно, следующий подозреваемый, с которым бы хотелось пообщаться следствию, но где он сейчас находится? Он находился в своем родовом селении в Чечне — это точно. Где он сейчас находится — большой вопрос. То ли в самой Чечне, то ли по поддельному паспорту выехал в одну из стран Ближнего Востока, здесь мнения различаются. Но очевидно одно, что ни Федеральной службе безопасности, ни Следственному комитету России, ни иным силовым структурам не удается удовлетворительно работать на территории Чеченской республики.
Кстати, вчера мы подали ходатайство о допросе должностных лиц Чеченской республики, а уже сегодня разгорелся очередной скандал, совершенно несвязанный с этим, но там тоже главный фигурант по фамилии Дадаев.
Человека пытались задержать федеральные силовые структуры МВД на территории Чеченской республики по совершенно другому делу, он был убит. И Кадыров заявил, что без согласования с ним федеральные структуры не будут работать на территории Чечни, в противном случае — по ним откроют огонь на поражение. Такой неофеодализм, когда федеральные структуры власти не могут работать на территории Чечни. Т. е. руководство Чечни, в общем-то, заявляет прямо о невозможности для федеральных следственных органов без согласования с ними, работать в Чечне, в том числе, по предполагаемым преступникам.
Вот, собственно, картина складывается. Это то, о чем мы заявляем и требуем провести следственные действия, в том числе, по Рамзану Кадырову, с которым, как известно, у Бориса Немцова, есть данный конфликт. И это все указано в ходатайстве, размещенном на сайте журнала The New Times.
— Если на территории Чечни одни силовики смогут отстреливать других силовиков, может ли что-либо решить это ходатайство в Следственный комитет? Напомню, президент России Владимир Путин в ходе Прямой линии вообще сделал такое заявление, из которого следует, что заказчиков в убийстве Бориса Немцова вообще может и не быть. Т. е. у нас останется Заур Дадаев — подозреваемый убийца, а дальше — тишина.
— Очевидно, что Владимир Путин боится ссориться со своим верным нукером — господином Кадыровым, он собственно это и показал. Но здесь есть и положительная новость: Путин не отрицал, что задержаны те же самые исполнители. Понятно, что у нас хоть следствие и независимое, оно все равно все докладывает президенту.
Если мы посмотрим, кто эти исполнители, то все следы от них ведут к ближайшему окружению Рамзана Кадырова, что собственно сам Рамзан Кадыров не особо и отрицает.
Поэтому Путин расписывается в собственном бессилии, что вертикаль власти, выстроенная им, не работает, во всяком случае, в Чечне, где имеет место неофеодализм военного образца, я бы сказал.
Я уверен, что это не нравится многим силовикам высшего уровня, в том числе из окружения Путина. Но он стал заложником собственной выстроенной системы. Несмотря на все это, об этом надо прямо заявлять и настаивать на проведении соответствующих следственных действий. А если следствие не будет их проводить, возможно — обжаловать бездействие следствия, дальше разбираться в непосредственно процессуальном порядке, что мы, адвокаты, и будем делать.