День поминовения жертв Геноцида армян отмечается 24-го апреля, так как в этот день в 1915-ом году армянскую интеллигенцию Константинополя с железнодорожной станции Айдарпаша отправили в путешествие к смерти. Именно так и началась программа по выселению и уничтожению армянского народа в Западной Армении, которая продолжалась несколько лет.
В первые годы после того, как в Армении установилась Советская власть, в церквях отмечали день 24-го апреля, а впоследствии — до пробуждения в 1965-ом году, 1915-ый год официально или в широких кругах не отмечался. В день поминовения жертв Геноцида армян жертв поминали только во внутрисемейных кругах.
Писатель-cатирик Ерванд Отян в константинопольской газете «Жаманак» первым предложил выбрать специальный день для поминовения жертв Геноцида. А инспектор школ Вагаршапата Вртанес Папазян обратился с письмом к Католикосу всех армян Геворгу Пятому, предложив объявить 24-ое апреля днем поминовения погибших представителей армянской интеллигенции, которые в 1915-ом году в ночь на 24-ое апреля были арестованы и высланы на смерть в Айаш, Чангыры и другие места.
Несколько дней спустя секретариат Католикоса в опубликованном циркуляре [по другим сведениям — кондаком (официальное послание Католикоса всех армян)] постановил признать 24-ое апреля как день поминовения жертв Геноцида армян и в этот день во всех церквях служить поминальную мессу.
До окончательной победы кемалистов и основания Турецкой Республики в 1923-ем году, армяне отмечали день 24-го апреля и в Константинополе. Так, если в издающейся в Ереване официальной газете «Советская Армения» в апрельском номере 1922-го года нет упоминания о Геноциде, то армянские газеты Константинополя уделили достаточно места этой теме.
Дашнакская константинопольская газета «Чакатамарт» сообщила своим читателям, что «согласно патриаршему распоряжению ближайший понедельник — 24-ое апреля — провозглашен национальной датой, в память наших многочисленных жертв, и в тот же день во всех церквях Армении будет вознесена поминальная литургия». Согласно тому же патриаршему распоряжению, поручалось в тот же день закрыть все национальные гимназии.
В номере газеты «Чакатамарт» от 25-го апреля тема продолжилась: «Вчера в полдень на национальном кладбище Шишли собралась большая толпа — почтить память жертв 24-го апреля. Со стороны партии «Дашнакцутюн» с речью выступил Аматуни, со стороны партии «Гнчакян» — Седрак Карьян. От имени армянской молодежи свое слово сказал Мисак Манушян. «Половина народа провожала в последний путь другую половину. Трупы, трупы, трупы — 7 лет назад, 13 лет назад, 27 лет назад».
Спасшиеся от Геноцида, которые нашли прибежище в Советской Армении, не могли заявить о произошедшей с ними трагедии, так как между Турцией и СССР были установлены дружеские отношения. Общая боль всего армянства и коллективные воспоминания остались «запертыми» внутри отдельных семей.
24-ое апреля в Армении начали отмечать только с 1965-го года. Два года спустя на холме Цицернакаберд в Ереване был построен мемориальный комплекс в честь жертв Геноцида армян. В вопросе получения в Москве разрешения на строительство этого мемориала свою роль сыграл тогдашний лидер Советской Армении Яков Заробян.
А в годы правления другого лидера Советской Армении — Карена Демирчяна, была введена «минута молчания» в день 24-го апреля.
В годы правления первого президента независимой Армении Левона Тер-Петросяна в Цицернакаберде был построен музей, который впоследствии стал музеем-институтом. Музей был открыт 24-го апреля 1995-го года — в день 80-летней годовщины Геноцида армян.