Один из опытнейших журналистов Эстонии — Маргарита Корнышева — потеряла работу. Насколько свободна наша свобода слова и существует ли та грань, которую переступать нельзя. И хотя увольнение произошло на прошлой неделе, до сих пор вопросов здесь гораздо больше чем ответов.
«Вы спросили о конфликтах с начальством? Их не было. Были бесконечные обсуждения. Какие-то дебаты внутри редакции — это нормально. Живая журналистская и редакционная жизнь — они непременно должны быть. И мои аргументы принимались. Более того, мои материалы ставились на ленту. Они активно публиковались. Они приносили сумасшедшее количество кликов порталу Delfi.ee. И я не знаю, что было той последней каплей, что заставило работодателя поступить подобным образом — убить курицу, которая несла золотые яйца», — сказала Маргарита Корнышева.
«Различные обстоятельства, самые разные как говорится капли воды набегали и чаша переполнилась, что и привело к этому решению. Почему мы это сделали в один день, без предварительного уведомления? Я не думаю, что с того момента, как я поговорил с Маргаритой о прекращении трудовых отношений, и в течение последующих месяца или двух-трех у нее была бы мотивация работать», — пояснил главред Delfi и газеты Eesti Päevaleht Урмо Соонвальд.
«Мне иногда казалось, что у нас в редакции работает сепаратист. И я не считаю, что живущие в определенном мире ценностей жители Эстонии и наши читатели смогут понять, почему мы держим работника, который время от времени ведет себя как сепаратист», — добавил он.
По мнению Корнышевой, ее увольнение могло быть инициировано со стороны. «Безусловно могло, и я полагаю, что именно так и было. Потому что во втором пункте моего увольнения сказано, что это произошло из-за возникновения недоверия к работодателю со стороны третьих лиц. В результате моей работы на Delfi некий ущерб был нанесен и Eesti Päevaleht. Безусловно, круг этих лиц очень широк: от, я полагаю, политического какого-то давления со стороны политических партий до Полиции безопасности. Все что угодно можно предполагать», — отметила Корнышева.
Фактор «третьих лиц не отвергает и Соонвальд. Но на вопрос, кто они, эти третьи лица, не отвечает. «Представители очень разных организаций, которые были нашими источниками и с которыми мы сотрудничали, задавали нам вопрос — почему те или иные статьи родились из-под пера Маргариты. В чем была эта причина? Почему на одной стороне редакции речь идет о взвешенной подаче, а на другой — нет. Последняя капля была уже в редакции. План действий был утвержден, когда люди из нашей редакции подходили и спрашивали, почему Маргарита продолжает работать у нас», — сказал Урмо Соонвальд.
«Корнышеву выгнали за один день. Значит в предыдущий день надо было что-то такое сделать. Что она такое сделала, я не знаю, но опубликованы были три материала о работе Полиции безопасности, в частности об их брошюре. За этим увольнением возникает определенный шлейф», — высказал свое мнение преподаватель Таллинского университета Виталий Белобровцев.
Главный редактор портала Rus.ERR.ee Екатерина Таклая говорит, что в связи с увольнением Корнышевой ее волнуют два основных вопроса. Первый и главный вопрос касается независимости эстонских СМИ, то есть возможность третьих лиц влиять на редакционную политику таких крупных изданий, как Delfi.
«Второй момент касается перспектив русской журналистики в Эстонии. Поскольку так называемые русские темы (русская школа, политика гражданства в Эстонии, деятельность языковой инспекции) освещаются все-таки только русскими СМИ, и после подобного случая я сомневаюсь, что журналисты, особенно молодые журналисты, будут браться за подобные темы и их развивать», — сказала Таклая.
По мнению главного редактора еженедельника «МК-Эстония» Андрея Титова, возможно речь идет о каком-то внутреннем конфликте в редакции.
«Я не думаю, что в глобальном смысле это будет иметь какой-то резонанс. Потому что как ни печально осознавать, все мы просто пешки в большой игре. Солдаты гибнут — война продолжается, если выражаться образно. Безусловно это нехороший сигнал, с точки зрения тех аргументов, которые были высказаны, это нехороший сигнал. который может свидетельствовать о неких закулисных играх, некой цензуре. Но в общем и целом я лично на себе этой цензуры не ощущаю и мне слабо верится в политическую подоплеку этого дела», — высказал мнение Титов.
«Сложный характер» и «профессионал» — так характеризуют Маргариту Корнышеву ее коллеги. Не обходилось и без конфликтов. 12 февраля 4-й номер общереспубликанского списка социал-демократов Елена Поверина обвинила на своей странице в фейсбуке портал Delfi в подлоге, после правки ее статьи-мнения о судьбе русской школы без ведома автора. «Политическая подделка одного из редакторов Дельфи» — так Поверина охарактеризовала редактуру Маргариты Корнышевой.
«Несмотря на личную обиду на Маргариту Корнышеву, я готова признать, что она была профессиональным журналистом. С хорошим слогом, острым умом, своими источниками. Однако отмечу, что в последнее время Маргарита Корнышева незаметно перешагнула тонкую грань допустимого в журналистике. Объективная, независимая журналистика не должна вкладывать свои слова в чужие уста, она не должна писать или работать в интересах отдельных лиц или групп людей», — сказала Елена Поверина.
Бывший главный редактор русского Delfi Елена Петухова призывает искать причины увольнения Маргарита Корнышевой не в возможных единичных конфликтах с коллегами или источниками. Все гораздо серьезнее — Delfi, по ее словам, превращается во флагмана идеологического фронта, а Корнышева, которую Петухова в свое время и привела на портал, не соответствует идеологической линии.
«Конечно, когда Дельфи превращается в такого идеологического бойца, то, наверное, обнаружив в каком-то из своих сотрудников «штрихи идеологического работника» другой стороны, естественно, первая реакция — зачистить, вычистить из своих рядов «неправильного идеологического» работника. Вся эта ситуация — очень печальная», — посетовала Петухова.
К подобной ситуации, по мнению Петуховой привел процесс, когда журналисты все теснее переплетаются с представителями политических сил. Главред Delfi Урмо Соонвальд в ответ парирует: посмотрите, нас критикуют многие, в том числе консерваторы, реформисты и центристы.
«Я не понимаю, о чем именно говорит Елена. Я рад, что никогда еще линия фронта между журналистами, пиарщиками и политиками не была в Эстонии такой четкой, как сейчас», — возразил Соонвальд.