Настоящей головной болью для еще не потерявших разум европейских политиков является воинственное поведение литовской номенклатуры, ее риторика и действия. Наш президент Даля Грибаускайте (Dalia Grybauskaitė) и министр иностранных дел Линас Линкявичюс (Linas Linkevičius) уже более года лидируют во всей Европе в остроте высказываний. Этим они добились единственного результата — стали известными как личности в международном масштабе. Не думаю, что эта их личная международная слава исключительно со знаком «плюс». Подобная агрессивность двух самых воинственных деятелей в руководстве страны раздражает многих умеренных политиков и аналитиков.
Полагаю, в Литве конкурируют два мнения в отношении нашего политического радикализма, экстремизма. Думающие, что литовский патриотизм должен измеряться степенью ненависти к России, полагают, что все «круто». Их сегодня хорошо видят и слышат. Но есть и другая часть граждан Литвы, которые не считают, что мы должны разжигать, поощрять конфликт между Востоком и Западом. Они прекрасно понимают, что силы Литвы в этом столкновении цивилизаций является скромными, и опасаются, что Литва может стать простой пешкой в большой политической игре. А это означает большие потери с точки зрения национальных интересов.
Думаю, что в данной ситуации конфликта следует поступать мудро и не бросаться со штыком в атаку. К сожалению, решение нашей политической номенклатуры о том, что в праздновании 9-го мая не будет участвовать даже посол Литвы — в этом плане мы единственные во всем ЕС — свидетельствует, что стремясь выделиться, мы лишились здравого смысла. В ином случае мы бы поступили, как большинство стран-членов ЕС, которые будут участвовать в праздновании хотя бы на минимальном уровне. В очередной раз мы становимся «крайними» в Европе, не по-литовски — маргиналами.
Обычно умеренный премьер Альгидрас Буткявичюс (Algirdo Butkevičiaus) заявил, что Литва, отказавшись от участия в торжестве, поступает правильно. Следовательно, вся Европа поступает НЕПРАВИЛЬНО: Остается лишь ждать, когда неразумная Европа достигнет уровня Литвы.