Титул последнего диктатора Европы президент Белоруссии Александр Лукашенко еще в прошлом году уступил президенту России Владимиру Путину. Эксперты в области внешней политики усматривают признаки того, что Белоруссия хочет сблизиться с Европейским союзом. Однако это не означает, что Белоруссия готова отдалиться от России на опасное для своей экономики расстояние.
Приглашения принять участие в важнейшем за период президентства Латвии в ЕС внешнеполитическом событии — саммите «Восточного партнерства» 21 и 22 мая — отправлены две недели назад. Представительство обещано на самом высоком — президентском и премьерском — уровне. Тем не менее, пока нет полной ясности по некоторым странам, в том числе по Белоруссии. Регистрация делегаций завершается 12 мая, и до сих пор официально неизвестно, прибудет ли в Ригу Александр Лукашенко. Сотрудник Центра исследований политики Восточной Европы Марис Цепуритис отметил: «Если Лукашенко приедет, то он станет одной из самых больших знаменитостей саммита. Не помню, в каком европейском государстве он был в последний раз».
У Латвии особый интерес к сотрудничеству с Белоруссией, потому что это богатая ресурсами страна и большой рынок, куда можно направить наш экспорт.
Формально еще остаются в силе санкции ЕС против Белоруссии — из-за проблем с политзаключенными и свободой слова. Это, разумеется, может создать сложности во время саммита, поскольку есть государства, лидеры которых не пожелают быть запечатленными на одной фотографии с Лукашенко. Но, похоже, эта щекотливая проблема решилась сама собой. По неофициальным дипломатическим каналам передано известие, что белорусский президент не приедет в Ригу на саммит «Восточного партнерства». Белоруссия будет представлена на более низком уровне, но участие в саммите примет, и это в любом случае не нравится России так же, как и идея Восточного партнерства ЕС в целом. Не зря МИДу Латвии уже пришлось выслушать упреки российских коллег в том, что «у партнерства, по сути, ярко выраженная антироссийская направленность». В ответ внешнеполитическое ведомство Латвии пояснило: «Восточное партнерство» никогда не было направлено против какой-либо третьей страны, в том числе и России».
Необходимо напомнить, что Восточное партнерство это составная часть политики ЕС по отношениям с тремя государствами Восточной Европы и тремя государствами Южного Кавказа. Но географическое расположение здесь имеет второстепенное значение. Намного важнее расстояние, на которое эти страны хотят приблизиться к ЕС. Молдова, Украина и Грузия стремятся к членству в ЕС, им нужны договоры об ассоциации. В свою очередь, Белоруссию, Армению и Азербайджан в первую очередь интересует уменьшение препятствий для предпринимательской деятельности. Для Армении ЕС уже сейчас является большим рынком сбыта, чем Евразийский экономический союз. Азербайджан заинтересован в содействии бизнесу в сфере энергетики, для Белоруссии важна возможность получения кредитов на европейских рынках. И всем этим государствам нужны облегчения визового режима, что позволит их жителям больше путешествовать. В этой связи рижский саммит в дипломатических переговорах называют саммитом мобильности. Это серьезный вопрос, по которому может быть достигнуто соглашение. Остальные темы до последнего момента будут оставаться под знаком вопроса, потому что это саммит военного времени, и каждая страна будет тщательно взвешивать, можно ли и в какой степени говорить о Крыме, Украине и России. Многое зависит от ситуации на востоке Украины. В настоящее время напряженность нарастает, перемирие хрупкое.