С 12 по 28 июня в столице Азербайджана Баку пройдут первые Европейские игры. Они стали поводом для целого вороха ханжеских статей, в которых упор делается на нарушении прав человека и коррупции в стране. Причем все со снисходительным тоном и чувством удовлетворения от выполненного долга: нужно же показать, как «на самом деле» обстоят дела в Азербайджане.
Все это утомляет и раздражает меня. Но, обо всем по порядку.
Азербайджан как страна появился недавно. Он — наш союзник на Южном Кавказе, тогда как Армения — марионетка России, а в Грузии Абхазия и Южная Осетия подверглись оккупации в атмосфере всеобщего безразличия. Чего, кстати, не было с Крымом или Донбассом... Но Азербайджан давно был нашим союзником, причем еще во времена борьбы с нацизмом. В эти дни празднования победы во Второй мировой войне нельзя не вспомнить об азербайджанском контингенте, который сражался рука об руку с союзниками. В Авероне, кстати, есть памятник азербайджанским бойцам Сопротивления.
Кроме того, 20 лет назад Азербайджану пришлось столкнуться с оккупацией 20% его территории: соседняя Армения наложила руку на Нагорный Карабах, а также Кельбаджар, Лачин, Кубатлу, Джабраил, Зангелан, Агдам и Физули. Семь этих провинций оккупированы в нарушение международного права, и Франция на прошлой неделе подтвердила поддержку территориальной целостности Азербайджана.
Наконец, Азербайджан — стратегический союзник в борьбе с терроризмом и за безопасность Кавказа. Эта маленькая нефтеносная страна зажата между вооруженной до зубов и агрессивной Россией с севера и породившим столько страхов и надежд Ираном с юга.
Тем не менее с нашим союзником обходятся плохо. Никто не обращает внимания на религиозную свободу и жесткое следование принципам светского государства, которые являются признаками политической зрелости. Неважно, что он входит в Организацию исламского сотрудничества, но при этом поддерживает дипломатические и экономические связи с Израилем. Неважно, что в условиях открытого вооруженного конфликта с Арменией он следует демократическим критериям Совета Европы. Нет, обо всем этом никто даже не упоминает.
У этой маленькой страны нет иностранной диаспоры или знаменитого певца, который мог бы встать на ее защиту. При этом первая леди руководит Фондом Гейдара Алиева, который занимается реализацией культурных и гуманитарных проектов: поддержка музеев по всему миру, открытие школ и больниц в Пакистане и бедных странах. Нет, во всем этом видят лишь попытки купить источники поддержки. Как же меня раздражает такое маниакальное стремление извратить и обесценить чужие поступки...
Наше завистливое и мелочное общество способно воспринимать действия других лишь через привычную призму. Если что-то делается бесплатно, что значит, нужно чего-то ждать в ответ...
А если это не так? Это напоминает мне о смущенном молчании американских властей, которые получили 100 миллионов долларов помощи после урагана «Катрина». Ни единого слова в прессе, хотя бы «спасибо». Подобное не вызывает ничего кроме презрения...
Почему журналисты считают себя вправе критиковать без каких-либо объяснений, анализа, оценки обстоятельств, тем более что Кавказ не менее тонок, чем соседний Восток? Почему?
Разумеется, Азербайджану еще предстоит проделать немалый путь к демократии, но разве это относится только к нему в регионе? Да и во всем мире? Откуда столько ненависти?
Если у Азербайджана есть друзья, он обязательно их купил... Но я считаю себя другом этой страны. Я знаю ее народ. Я стараюсь добиться возвращения миллиона беженцев, которым пришлось оставить занятые Арменией провинции. Живущие вдали от блеска Баку сотни тысяч простых и достойных людей поддерживают действия президента по защите территориальной целостности страны.
У нас с этой страной и народом сложилась давняя и крепкая дружба. И мне бы хотелось, чтобы наши необъективные журналисты все же поняли то, чем она является на самом деле: развивающимся государством-союзником, которое лишь стремится жить в мире. Потому что Азербайджан действительно хочет внести вклад в стабильность и развитие региона в рамках своих восстановленных границ.