Ценности могут человека опьянить. В особенности в том случае, если он твердо верит в ЕС как систему ценностей, а у себя дома вынужден с разочарованием констатировать, что избалованные жители Евросоюза больше так не считают. Неудивительно, что когда-то, когда десятки тысяч украинцев скандировали лозунги за свободу и против коррупции, размахивая при этом флагом далекого Европейского Союза, политики из европейских столиц как в трансе совершали паломничество в Киев. Наконец-то появились нормальные люди, которые еще верят в наши ценности!
Полтора года спустя после показной революции настало время для трезвой оценки. Ведь это диффузное революционно-романтическое упоение туманит взгляд на суровую реальность: украинцы живут, даже если сами они хотят быть демократами чистой воды, в дефектном и коррумпированном государстве. В восточных областях по-прежнему бушует практически непримиримая война, которую Россия активно поддерживает. Долгосрочный мир не отвечает интересам Кремля, так как «революция», преследующая цель демократизации, не должна завершиться успешно, иначе она может стать образцом для народного восстания в самой России.
Узнать больше
Поэтому наивно полагаться на конструктивную роль русских в урегулировании украинского кризиса. За стабилизацию этой страны будет отвечать Запад, и главным образом европейцы, хотят они того или нет. Однако в тех краях люди совершенно далеки от такой точки зрения. Сегодня украинского президента ждут в Берлине — и, как часто это бывало раньше, он снова уедет, не добившись каких-либо обещаний помочь.
Цена спасения
А ведь спасение пребывающей в кризисе Украины обойдется дорого. Очень дорого. По оценкам Гунтера Дойбера(Gunter Deuber), руководителя Венского центра анализа экономик Восточной Европы при банке Raiffeisenbank, в течение десяти лет стране потребуется от 60 до 100 миллиардов евро. Примерно половину этой суммы должны составить бюджетные средства западных государств и учреждений, а другую половину — деньги частных инвесторов, как украинских, так и иностранных.
Пусть кто-нибудь объяснит это избирателям!
Все еще не преодолен кризис в Греции, которой до сих пор предоставили кредитов и срочной финансовой помощи на сумму свыше 220 миллиардов евро. Сохранится ли стабильность в других южных странах — Италии и Франции — неведомо даже Господу Богу. Тем временем Украине, чья экономическая мощь соответствует — с поправкой на инфляцию — экономическим возможностям Шлезвиг-Гольштейна, который в 12 раз меньше Украины, необходимы новые не коррумпированные государственные структуры: финансовая и правовая системы, таможенные органы, экономическая политика, нацеленная на то, чтобы обеспечить постоянный приток инвестиций. Каждая из этих задач потребует Геркулесова труда.
Понятно, что Украина может стать бездонной бочкой, Грецией в десятой степени. Однако Международный валютный фонд показывает, что расходование финансовой помощи вполне поддается контролю. Аналогичным образом европейским кредиторам следует вкладывать средства в развитие государственных структур через фонды и конкретные проекты в рамках сотрудничества в целях развития. Ведь сегодня Украина, расположенная в центре Европы, — это потерпевшая крах развивающаяся страна без перспектив.
Между тем Киеву следовало бы подумать о том, что политически представляется немыслимым: развитие государства без Донецка и Луганска, областей, где в настоящее время правят поддерживаемые Россией сепаратисты. Украине следует предоставить мятежным восточным провинциям статус автономии, который приведет к политической независимости от Киева, но при этом вынудит сепаратистов взять на себя ответственность за собственную экономику.
Частичная автономия позволит оставшейся части страны вернуться к нормальной жизни. Причем лица, принимающие решения в Киеве, которые сейчас демонстрируют антироссийский настрой, должны четко высказаться за торговое сотрудничество с ЕС и Россией. Сближение с Европой никогда больше не должно означать экономический отход от России — так как без российского рынка неконкурентоспособная экономика Украины никогда не сможет стабилизироваться.
Здесь, на Западе, ведут себя так, как будто нас все это не касается. Как будто Украина со всеми ее проблемами находится очень далеко. В действительности, по соседству с нами кипит внушительная пороховая бочка. Пока Украина остается больным, нуждающимся в постоянном экономическом уходе, Европа будет соседствовать с тревожной проблемой, связанной с безопасностью; опасности подвергаются также маршруты поставок газа.
Поэтому Брюссель должен решить: либо вкладываем по-настоящему много миллиардов в стабилизацию этой страны — либо полностью от нее отказываемся. И беспомощно смотрим на то, как Украина превращается в европейский Сомали или в сателлита России. И тогда можно будет действительно обойтись без любви к ценностям.