Сложно понять, что же такое потрясающе неожиданное усматривают некоторые в результатах выполненного исследовательским центром SKDS по заказу депутата Европейского парламента Сандры Калнитете опроса. (По данным этого опроса президента России Владимира Путина позитивно оценивает 60,2% русскоязычных жителей Латвии).
Неужели на самом деле есть такие наивные, которых удивляет высокая оценка президента России Владимира Путина инородцами Латвии? Во-первых, местные русские живут в информационном пространстве восточного соседа, где недостает лишь одобренных властями икон с портретами президента. Путин — лицо Российского государства, политик, достигший самого высокого уровня, которым восхищаются и которого обожают. Новости из-за рубежа, как правило, изобилуют сообщениями о разногласиях политических сил и парламентариев, которые обмениваются желчными репликами, а иногда даже утраивают потасовки. Зато на российской трибуне только один лидер со своим веским решающим словом. Под тенью президента отодвигаются на второй план и становятся маловажными такие проблемы, как разбазаренные государственные средства, произвол чиновников, коррупция и другие негативные явления. Созданный для идеологического обслуживания имиджа президента механизм работает в заданном ему направлении, изо дня в день внушая обществу, что этот человек пришел, чтобы заставить мир уважать Россию.
С этой точки зрения, для русских нет ни одного более привлекательного, чем Путин, политика. Впрочем, в отношении живущих в Латвии инородцев я бы не стала спешить с выводом о том, что высокая оценка президента соседнего государства означает прямую поддержку политики Путина. Необходимо принимать во внимание эмоциональные категории, для русского темперамента поведение классического латыша кажется замедленным, а вот Путин — крутой мужик. Но, скажем честно, разве латышей сегодня не раздражает, что наши политики из правящей коалиции ведут себя, как заторможенные: создают комиссии для изучения очевидных вопросов, затем пространно обсуждают открытия, чтобы в итоге получился старый добрый «пшик»? Разве нас не злит, что в коридорах учреждений Европейского союза делегаты от Латвии ведут себя слишком робко, а, возвратившись домой, спешат принять ограничения и регулы еще до того, как Брюссель начнет дискуссии об их целесообразности? В любой латышской аудитории, включая семейные посиделки, подчеркивается: наши политики должны высказываться конкретнее, действовать решительнее и меньше кланяться. Таким образом, в высокой оценке Путину, возможно, отражается, в том числе и неосознанная тоска инородцев по харизматичному лидеру. Это обстоятельство очень важно при выборе нового первого лица государства.