Индийскому обществу твердили, что приобретение 36 истребителей «Рафаль» у Франции — отличная сделка, которая позволит восполнить нехватку у ВВС Индии машин для военных операций и послужит сладкой предтечей для продажи Францией своих атомных подводных лодок. В действительности всё это неправда.
Сначала в ходе поездки премьер-министра Нарендры Моди во Францию наша администрация самовольно приобрела 36 истребителей «Рафаль», затем к нам с визитом (уже вторым за год) направился министр обороны Франции. Когда «Рафаль» выиграл тендер у конкурентов из США на поставку средних многоцелевых истребителей, известный американский учёный Эшли Теллис (Ashley Tellis) заявил, что Индия «предпочла самолет отношениям». Возможно, поэтому покупку «Рафалей» называли «стратегической» или «предтечей стратегической сделки», или даже более многозначительно — «инвестицией в отношения, но не в самолет».
Проблема с этими разъяснениями состоит в том, что при детальном рассмотрении все они оказываются несостоятельными и свидетельствуют о серьёзном интеллектуальном и дипломатическом провале Индии. Этот комплексный провал мало в чём связан с «Рафалями», поскольку это действительно качественные самолёты. А заключается он в том, как неумело действовало всё правительство — от офиса премьер-министра до министерства обороны и МИДа — на всех этапах этой сделки.
У «стратегического» аспекта сделки есть три объяснения. Первое — обещание отличной, «дружеской» цены с 25-процентной скидкой. Второе — «Рафали» помогут восполнить нехватку самолётов в индийских ВВС. Третье — эта сделка может подсластить для Франции сделку по продаже атомных подводных лодок (АПЛ) типа «Барракуда».
Если бегло просмотреть данные, представленные Сенату министерством обороны Франции в 2009 году, то мы увидим, что цена за единицу составляет 232 миллионов долларов США. Это значит, что покупка 126 самолетов обойдется в 29 миллиардов долларов США, а не в 10 миллиардов долларов, как нам заявляло минобороны Индии, которое не смогло даже тщательно просчитать заявленные ценовые показатели.
А теперь посмотрите на другой пример успешной экспортной сделки с «Рафалями». Египет подписал контракт на поставку 24 этих истребителей на сумму 5,5 миллиарда долларов, то есть по 230 миллионов долларов за единицу. Ровно месяц спустя Катар также подписал соглашение о поставке 24 этих истребителей на сумму в семь миллиардов долларов, по 291 миллионов за единицу. Однако индийские источники настаивают, что мы получим 36 самолетов за 5,3 миллиарда долларов. Ясно, что минобороны было в очередной раз обмануто, поскольку простой подсчёт показывает, что цена ниже 8,3 миллиарда долларов за 36 самолетов будет означать серьёзные потери для Франции. Это если мы, конечно, исключаем вариант, что продажа «Рафалей» — акт благотворительности, а президент Франсуа Олланд — новая Мать Тереза.
Как я писал в газете Pioneer в апреле 2012 года, самая низкая цена составит 232 миллиона долларов за самолет. Тогда, во время правления Объединенного прогрессивного альянса (ОПА), чиновники не смогли надлежащим образом посчитать цену. Очевидно, что даже Национально-демократический альянс (НДА), несмотря на обещания обеспечить качественное управление государством, опирается на некомпетентную бюрократию, которая не может похвастаться ни владением простой математикой, ни познаниями в экономике, ни обычным профессионализмом, которые потребовали бы от чинуш провести хоть какую-нибудь подготовительную проработку, хоть какой-то анализ этого вопроса.
Эта сделка подорожала на 300% по сравнению с первоначально обещанной ценой, а история про «25-процентную скидку», которая сегодня широко тиражируется, не соответствует истине. Обратите внимание на то, что эскалация цены, которая сопровождала тендер на поставку средних многоцелевых истребителей (с 10 до 12, затем до 18, до 20, до 24 и, наконец, до 32 миллиардов долларов в течение трёх лет), произошла и с «Рафалями», всего за один месяц. Сначала цена была установлена на отметке в 5,3 миллиарда долларов США, затем — 7 и, наконец, 8 миллиардов долларов.
Распространяется ещё одна «утка», что, мол, эта сделка нацелена на компенсацию Франции «высокой неустойки», которую Индия должна была бы заплатить за отмену тендера на поставку средних многоцелевых истребителей. Это не соответствует истине просто потому, что никакого контракта подписано не было. Оглашение победителя в тендере не является соглашением. И возникает вопрос, а удосужились ли в индийском МИДе, минобороны и офисе премьер-министра прочитать те процедуры закупки, которые они сами прописывают?
Второй аргумент, выдвигаемый в пользу этой сделки, заключается в том, что она поможет восполнить нехватку самолётов, от которой сегодня страдают ВВС. Однако при детальном рассмотрении эта аргументация рассыпается. С точки зрения экономического здравого смысла лучше бы эффективнее использовать имеющийся парк и построить больше самолетов Су — это если не брать в расчёт маленький секрет ВВС, а именно то, что с «Сухими», по появляющимся оценкам, — полная беда.
Вместо того, чтобы сосредоточить усилия на решении проблем с Су, ВВС ожидает, что индийский налогоплательщик будет субсидировать эксплуатацию абсолютно нового самолета, а также обременительные логистические и тренировочные издержки — и все это на фоне полной неэффективности ВВС, руководство которых потеряло связь с реальностью. Таким образом, налогоплательщикам предлагают поверить в то, что, потерпев неудачу с локализацией и эксплуатацией относительно неприхотливого Су, Индия преуспеет со сверхсовременными «Рафалями». Если провести аналогию с повседневной жизнью, то это равнозначно ситуации, когда не научившийся ездить на велосипеде ребёнок захотел бы поучаствовать в гонках на мотоциклах с объёмом в 1000 кубов.
Наконец, нам нужно рассмотреть довод о том, что сделка станет предтечей «стратегического» соглашения о продаже Францией новейшей атомной подводной лодки типа «Барракуда» (корпуса и реактора). Если это так, то тогда эти 8,3 миллиарда долларов — очень разумные затраты, и все индийцы должны поддержать сделку. Загвоздка же в том, что Бразилии удалось заполучить «Барракуду» (без реактора), не купив ни единого истребителя «Рафаль».
У французов в этом вопросе умная переговорная позиция: если речь заходит о гражданских атомных реакторах, они не просят изменять индийское законодательство и принимают пункт о гражданской ответственности. Однако проблема в том, что, хотя продажа АПЛ полностью законна в соответствии с Договором о нераспространении ядерного оружия, французским законодательством она запрещена. Поэтому в случае с Индией Франция должна изменить свои законы, дабы потрафить Индии. Но Индия свои законы менять не станет, чтобы пойти навстречу Франции, хотя опять-таки Франция и не просит её этого делать.
Это означает, что правительство Индии было введено в заблуждение, будто сделка ценой в 8,3 миллиарда долларов каким-либо образом изменит политические реалии во Франции и заставит Париж изменить внутреннее законодательство. Это чрезвычайно наивное предположение, основанное на плохом изучении вопроса.
Другими словами, сделка стала ловушкой, в которой Индия платит миллиарды долларов только за то, чтобы получить заверения, что Франция изменит свои законы — и это при том, что свое Индия получит только тогда, когда сама согласится взаимно изменить законодательство [о гражданской ответственности] в области мирного использования атомной энергии. Обратите внимание: в то время как премьер-министр Моди взял на себя обязательство приобрести самолёты, президент Олланд не принял на себя обязательств продать АПЛ. Ясно, что переговорщики не видели всей картины и совершили промах. Как однажды сказал великий французский дипломат Шарль Морис де Талейран: «Это больше, чем преступление. Это — ошибка!»