Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Саакашвили, как главный молдавский борец с коррупцией и казнокрадством

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Кишинев ждет зарубежный «антикоррупционный» десант. На следующей неделе в Молдавию прибудет глава управления по борьбе с коррупцией Румынии. А затем Кишинев посетит группа экспертов во главе с экс-президентом Грузии, а ныне консультантом президента Украины «по реформам», Михаилом Саакашвили.

Кишинев ждет зарубежный «антикоррупционный» десант. На следующей неделе в Молдавию с рабочим визитом прибудет глава Национального управления по борьбе с коррупцией Румынии Лаура Кодруца Ковеси — делиться опытом. А затем Кишинев посетит группа экспертов во главе с бывшим президентом Грузии, а теперь консультантом президента Украины «по реформам», Михаилом Саакашвили.

Инициатором «призвания» Саакашвили стал премьер-министр Кирилл Габурич. Он надеется, что экс-президент Грузии со своей командой сделают анализ фактической ситуации, который ляжет в основу выработки конкретных реформ и антикоррупционных мер. Потому что коррупция в Молдавии «проникла во все сферы», а вот действенных шагов в этой области, по мнению Кирилла Габурича, «до сих пор не предпринималось».

Версия №1: Попытка реабилитации перед донорами


Заявив это на прошлой неделе во время своего визита в Киев, премьер-министр не только высказал недоверие к специалистам внутри страны, но и фактически прямо заявил, что до сих пор официальный Кишинев лишь имитировал борьбу с коррупцией.

В своей идее «вот приедет Саакашвили и наведет порядок» Кирилл Габурич далеко не одинок. Ноу-хау по призыву бывшего президента Грузии в Молдавию для борьбы с коррупцией принадлежит вовсе не Габуричу, а кишиневскому мэру Дорину Киртоакэ.

Еще в 2012 году на заседании примэрии в голову генпримару пришла «светлая мысль». «У Саакашвили ведь истекает срок второго президентского мандата в Грузии, так что он уже не сможет выдвигать свою кандидатуру. Значит пусть приезжает в Молдавию. Побудет у нас два срока, и, уверен, ситуация в стране изменится: коррупция исчезнет, инвестиции пойдут, в общем порядок будет», — заявил Киртоакэ.

Тогда эта идея выглядела утопично, теперь (в плане призыва, а не должностей) — фактически свершившийся факт. Но зачем Кириллу Габуричу, а вернее партиям власти, вдруг сейчас для борьбы с коррупцией понадобился экс-президент Грузии? Версии высказываются разные.

Версия №1 — официальный Кишинев пытается реабилитироваться перед донорами.

Внешние кредиторы уже давно высказывают свое недовольство ходом реформ в Республике Молдавия и освоением выделенных средств. 30 марта во время пресс-конференции глава делегации Евросоюза в РМ Пиркка Тапиола, представляя результаты отчета Еврокомиссии за 2014 год «Молдавия в рамках Европейской политики соседства», заявил, что впервые достижения страны в процессе евроинтеграции были оценены критически.

А до этого в интервью одному из телеканалов, Тапиола сказал, что, так как в Молдавии «недостаточно воли» для проведения реформ, Евросоюз может отменить денежный транш на реформу правосудия.

«Вот почему, например, на основе анализа последнего доклада Программы поддержки реформ в сфере правосудия, Европейский союз перечислил меньше денег. Мы решили уменьшить сумму второго транша на реформы правосудия по двум причинам. Во-первых, из-за отсутствия политической воли для реформирования прокуратуры, во-вторых, из-за вялой борьбы с коррупцией. Таким образом, был передан сигнал о недовольстве», — заявил представитель Евросоюза.

Молдавские политические аналитикиговорят, что на волне разочарованности и спада интереса к Молдавии и необходимости поиска средств для помощи Украине, ЕС вполне может пересмотреть программу «Восточное партнерство» и европейскую политику соседства, сократить фонды, предназначенные РМ, и перенаправив их Украине.

А по данным портала agora.md, из-за высокого уровня коррупции, Республика Молдова может оказаться и за бортом программы Compact 2, финансируемой правительством США через корпорацию «Вызовы тысячелетия».

Внедрение программы Compact 1 общей стоимостью $262 млн завершится 1 сентября 2015 года. За время ее действия были восстановлены ирригационные системы в ряде сел РМ, а также почти 130 километров дорог национального значения. Например, трасса Сэрэтены-Сорока. Окончательно судьба программы Compact 2 для Молдавии станет известна в декабре, когда РМ вновь пройдет отбор в конкурсе, в ходе которого будет оценен также уровень коррупции.

Недовольны официальным Кишиневом и главные кредиторы — МВФ и Всемирный банк. Например, в своем недавнем отчете «Инвестиционный климат в Молдавии», Всемирный банк на основе опроса «Издержки ведения бизнеса-2014» пришел к выводу, что главными препятствиями для ведения бизнеса в Молдавии являются политическая нестабильность и масштабная коррупция.

Согласно отчету ВБ, размер взяток/подарков бизнеса правительственным чиновникам за последние восемь лет резко вырос. Если в 2005 году о значительном или очень значительном увеличении суммы взятки сообщали 12% предпринимателей, то в 2013 году этот показатель уже составил 53%. Увеличились и размеры откатов за правительственные контракты: если в 2008-м откат составлял 8% от суммы заключенного контракта, то в 2013-м уже 11%.

На этом фоне пышного расцвета коррупции, с которой официальный Кишинев на словах героически борется, финансовую помощь с той легкостью, к которой привыкли молдавские власти, доноры оказывать уже отказываются. А если что-то и выделяют, то ставят жесткие условия. Как, например, МВФ в своих предварительных условиях для заключения новой программы финансовой помощи.

Поэтому молдавским властям для реабилитации себя в глазах доноров нужен какой-то имиджевый прорыв. И, прежде всего, на коррупционном фронте.

В этом деле официальному Кишиневу и приглашен оказать помощь давний друг Михаил Саакашвили — как признанный региональный специалист по борьбе с коррупцией. И не важно, что на Родине против экс-президента Грузии возбужден целый ряд уголовных дел, в том числе… по фактам коррупции и растрате бюджетных средств в размере 8 837 461 лари (более $5 млн). Которые в числе прочего пошли и на личные нужды: приобретение в Великобритании 7 пиджаков и пальто за $30 тыс., приглашение личного повара из Испании Серхио Кальдерона ($110 тыс.), аренду в Австрии автомобилей «Порше», «Мерседес» и «Ауди» ($34 тыс.), аренду самолета ($293 тыс.), вертолета для путешествия в Перу ($20 тыс.), яхты ($15 тыс.) и т.д. С другой стороны, что такое пять миллионов долларов — по сравнению украденным в Молдавии миллиардом. Это как минимум.

Версия №2: Отвлечение внимания общественности


Показательно, что свое заявление о решительном наступлении на коррупцию при помощи Михаила Саакашвили и его экспертной команды, Кирилл Габурич сделал буквально через три дня после многотысячной, самой массовой за последние годы, акции протеста, состоявшейся в Кишиневе 3 мая.

Мероприятие, которое по различным оценкам собрало от 20 до 50 тыс. участников и было организовано гражданской платформой «Достоинство и правда» (Platforma Civică Demnitate şi Adevăr — DA), не могло не насторожить правящие партии.

Это не шествия левых политформирований и их сподвижников, к которым за пять с половиной лет нахождения у власти правящая коалиция успела привыкнуть и на требования и лозунги которых партиям власти откровенно наплевать.

Основные участники акции 3 мая — представители правофлангового электората. То есть, люди, горячо приветствовавшие (или даже участвовавшие) в событиях 7 апреля 2009 года и еще совсем недавно голосовавшие за те же ЛДПМ и Демпартию. А это для правящей коалиции уже чревато. Тем более, в преддверии всеобщих местных выборов.

Получается, что потенциальные избиратели ЛДПМ и ДПМ повернули против данных политформирований. Проевропейский электорат разочаровался в партиях, называющих себя проевропейскими. Кража из банков миллиарда евро, попытка спустить на тормозах дело «О миллиарде», перекладывание украденных средств на плечи налогоплательщиков стало последней каплей для долго терпевшего «во имя европейского пути» правофлангового электората.

Политические аналитики теперь гадают — дойдет на этот раз дело до повторения событий 2009 года, только уже не с коммунистами, а с «проевропейскими» властями в главной роли. Тем более что, как утверждает лидер социалистов Игорь Додон, вывод средств продолжается: по его словам, правительство подготовило очередное секретное решение о выделении трем банкам из «группы BEM» еще 4,5-5 млрд. леев из резервов Национального банка

На этом фоне правящей коалиции требовалось спешно отвлечь внимание общественности от дела «О миллиарде» и снизить градус накала в среде правого электората.

Потому-то в качестве стрелочника по уголовному делу о хищениях в банковской системе общественности и был предъявлен бизнесмен Илан Шор, из-за болезни помещенный под домашний арест. Запущена информация, что часть похищенных в проблемных банках средств инвестирована в Кишиневский международный аэропорт (его концессия — еще одна больная мозоль для правого электората). А Михаил Саакашвили был приглашен
премьер-министром Габуричем в Молдавию, чтобы дать последний и решительный бой коррупции, «проникшей во все сферы жизнедеятельности государства».

Почему именно Саакашвили? Для многих молдавских избирателей правого толка бывший грузинский президент, как и экс-президент Румынии Траян Бэсеску, — образец истинного проевропейца и либерала, ярый противник «имперских амбиций Москвы». Человек, не побоявшийся вывести свою страну из СНГ (на что так и не решились пойти проевропейские власти РМ) и объявивший вступление в НАТО «грузинской мечтой». Ну а объявление президентом Медведевым в феврале 2010 года Саакашвили персоной нон грата в России, в глазах правого электората — вообще сродни высокому ордену за достижения.

В представлении этой части молдавских избирателей Саакашвили — истинный герой, который победил коррупцию в своей стране, приструнил чиновников и запустил реальные европейские реформы. То есть навел порядок в безнадежном государстве, где коррупция считалась нормой жизни, а у политической элиты в массе своей отсутствовало понятие не только государственного, но и хоть какого-то патриотизма (это слова самого Михаила Саакашвили). А ведь в РМ практически сходные стартовые условия.

И не важно, что, по оценкам грузинских экспертов, на самом деле никуда коррупция в их стране не делась: она действительно была ликвидирована на низовом и среднем уровне чиновничьей лестницы. Но зато пышным цветом расцвела на «элитарном» уровне — крышевании политическими элитами крупного грузинского бизнеса.

Для многих рядовых избирателей Молдавии и экспертов правого толка Михаил Саакашвили — человек-легенда. Президент, который провел «ментальную» революцию в Грузии, почти полностью обновил личный состав МВД страны, уволив 75 тыс. сотрудников, установил драконовскую ответственность за коррупцию — 10 лет тюрьмы за взятку в $50, крутил видеозаписи коррупционных дел по телевидению в назидание другим, резко сократил госаппарат и т.д. То есть сделал все то, что на словах уже сколько лет обещает сделать официальный Кишинев, но на деле делать этого не собирается.

Версия №3: Распил средств


Михаил Саакашвили уже больше года консультирует президента Украины Петра Порошенко по ряду важных вопросов, в том числе и по вопросам борьбы с коррупцией. В феврале этого года он был назначен председателем Международного консультативного совета реформ при президенте Украины.

Одно время ходили слухи, что бывший президент Грузии может занять должность вице-премьера Украины. Потом Саакашвили предлагали пост главы Антикоррупционного бюро. Однако бывший грузинский президент государственной службе на Украине предпочел внештатную консультационную деятельность — деньги за это платят неплохие, а вот ответственности никакой.

Несмотря на свой внештатный статус, Михаил Саакашвили фактически курирует антикоррупционное и ряд других направлений на Украине. По данным украинских СМИ, он контролировал отбор кандидатов на пост главы Антикоррупционного бюро — эту должность в итоге занял мало кому известный 35-летний юрист Артем Сытник, а его замом стал бывший заместитель главного прокурора Грузии Гизо Угулава — человек Саакашвили.

Так что бывший грузинский президент сегодня, по сути, является главным украинским борцом с коррупцией, что некоторые местные политики называют абсурдом: как писал в социальных сетях лидер движения «Украинский выбор» Виктор Медведчук, «это театр абсурда по-украински: политик, который в Грузии оказался замешанным в коррупционном скандале, намерен бороться с казнокрадами и взяточниками на Украине». И вот сейчас Михаил Саакашвили может стать главным борцом с коррупцией и казнокрадством и в Молдавии.

Естественно, работать над «анализом фактической ситуации» и разработкой антикоррупционных рекомендаций, бывший президент Грузии и его команда будет не бесплатно.

Зарубежные доноры регулярно подбрасывают Кишиневу средства на борьбу с коррупцией и сопутствующие реформы. Только в прошлом году Европейский союз выделил 60 млн евро на реформу судебной системы. И запланировал предоставить 2,54 млн евро на борьбу с коррупцией и продвижение плюрализма и свободы СМИ в РМ.

Как правило, в сметах расходов всех предоставляемых кредитов и грантов обязательно имеется такая позиция, как «Консультационные услуги» или «Менеджмент проекта». Это значит, что часть выделяемых стране средств идет на оплату услуг иностранных (это одно из обязательных условий) и местных консультантов. Таким образом, решается проблема трудоустройства огромной армии международной бюрократии среднего и мелкого звена.

Не исключено, что именно из таких «антикоррупционных» средств и будут оплачены услуги экспертной группы Саакашвили. Или из государственных денег — как в случае с докладом британской компании Kroll, услуги которой Кишиневу обошлись в 350 тыс. евро.

В любом случае, обращение за помощью в борьбе с коррупцией к экспертной группе Саакашвили выглядит достаточно абсурдно. Потому что при большом желании официальный Кишинев мог воспользоваться антикоррупционными наработками экс-президента Грузии совершенно бесплатно — просто изучив его опыт в бытность главы грузинского государства. Кроме того, уже сейчас очевидно, что большая часть рекомендаций Саакашвили так и останется на бумаге, потому что для борьбы с коррупцией и искоренения кумовства нужна политическая воля, а ее в Молдавии не было и нет.

Да и местные эксперты, хорошо знающие молдавскую специфику, неоднократно и совершенно бесплатно предлагали властям свои схемы борьбы с коррупцией. Например, экс вице-премьер Александр Муравский осенью прошлого года предложил семь шагов, которые, по его мнению, позволят реально провести борьбу с коррупцией.

Он предложил создать народный комитет проверки имущества высокопоставленных чиновников, судей, прокуроров и депутатов из наиболее уважаемых и честных представителей общества, предварительно проведя их проверку на коррупционную составляющую. Обязать всех представителей судебного корпуса, прокуратуры, органов публичного управления, начиная от заместителей министров и выше, а также депутатов парламента представить декларации о доходах, информацию о принадлежащем им и их ближайшим родственникам имуществе и информацию об источниках происхождения средств, за счет которых было приобретено это имущество. Лишать права занимать высокопоставленные должности лиц, отказывающихся пройти такую проверку. Ввести неотвратимую ответственность за новые случаи коррупции, применяя все методы уголовного преследования и наказания и т.д.

Однако вместо того, чтобы воспользоваться уже готовыми наработками, действующий премьер Гаубрич решил оплатить консультационные услуги бывшего грузинского президента и его команды.