Москва — Российское посольство в Киеве потребовало встречи консульских работников с захваченными на востоке Украины в плен гражданами Российской Федерации Александром Александровым и Евгением Ерофеевым «с целью оказания им необходимой помощи в соответствии с нормами международного права», сообщает МИД РФ.
В свою очередь, внешнеполитическое ведомство Украины во вторник направило ноту протеста Москве в связи с нарушением международных законов. В Киеве называют задержанных спецназовцами, служащими в элитных подразделениях ГРУ и выполнявшими диверсионное задание.
В российском Министерстве обороны отрицают этот факт, одновременно признавая, что ранее Александров и Ерофеев получили соответствующую военную подготовку. При этом вопрос, когда они были уволены из состава Вооруженных сил, остается без комментария.
Как известно, оба россиянина ранены, одному из них, по его собственному признанию, пуля раздробила кость руки. По мнению посетившего их накануне представителя Human Rights Watch, условия, в которых они находятся на излечении, соответствуют общепринятым нормам.
В Минобороны РФ же прозрачно намекают, что россиян подвергают пыткам. По словам официального представителя военного ведомства генерал-майора Игоря Конашенкова, к ним обратилось руководство Ассоциации ветеранов войск специального назначения с просьбой «выйти по официальным каналам на Генштаб Украины с целью прекратить издевательства над своими ранеными товарищами со стороны сотрудников СБУ в ходе выбивания выгодных показаний».
Какая судьба в перспективе ждет пленных, пока до конца не ясно. Глава Службы безопасности Украины Валентин Наливайченко категорически заявил, что «они подлежат уголовной ответственности».
Но, как полагают многие, вопрос обмена тем не менее не исключен. И варианты тут могут быть самые разные. В частности, в прессе активно фигурирует фамилия находящейся в лефортовской тюрьме украинской летчицы Надежды Савченко как вполне вероятной фигуры, подходящей для «размена».
Как сообщил Русской службе «Голоса Америки» адвокат Савченко Марк Фейгин, состояние здоровья его подзащитной на сегодня удовлетворительное. Что касается перспектив обмена Надежды на российских пленных, то здесь, по мнению юриста, вопрос «совсем неоднозначный».
«С одной стороны, Кремль заведомо отрицает факт наличия любых российских военнослужащих, равно как и этих, из ГРУ, на территории востока Украины, тем более когда они попадают в плен, — сказал он. — Однако факт остается фактом: задержанные точно являются представителями вооруженных сил России, и тут надо что-то срочно предпринимать».
По его словам, россиянам в случае суда грозят серьезные обвинения, «поскольку они, будучи вооруженными, вдобавок, по-видимому, повинны еще и в гибели военнослужащего ВСУ». При этом Фейгин считает, что перспектива обмена пленных на его подопечную сейчас целиком зависит от Москвы.
«Если в Кремле захотят проявить добрую волю и вернуть военнослужащих домой, тогда такой обмен возможен, — добавил он. — Здесь политическое давление (на Москву) ничего не даст, как оно ничего не дало и в предыдущие месяцы».
Адвокат указал, что вопрос с освобождение Надежды Савченко мог быть урегулирован и ранее как в рамках Нормандского формата, так и в рамках Минских соглашений, которые предусматривали обмен военнопленными по принципу всех на всех.
«Но в Минске непосредственными участниками переговоров выступали Киев и сепаратисты из ЛНР и ДНР, а Москва оставалась как бы над схваткой, — уточнил он. — Но в данном случае у России никак не получится выступить в роли третейской стороны».
Как ему представляется, пленение россиян на востоке Украины лишний раз подтвердило, что Россия является частью этого международного конфликта.
«И ей придется это признать, для того чтобы помочь своим военнослужащим», — резюмировал Марк Фейгин.
Редактор отдела расследования журнала The New Times Анатолий Ермолин, прежде служивший в спецподразделение «Вымпел», в комментарии «Голосу Америки» выразил уверенность, что на неофициальном уровне Александрову и Ерофееву с российской стороны будет оказана всяческая поддержка.
«Когда разворачивались события, связанные с „заблудившимися“ на Украине российскими десантниками, это была одна ситуация, — продолжил он. — Конечно, это было безобразие. Но сейчас ситуация принципиально иная. Просто у спецназовцев работа такая. При этом, если ты будешь достойно вести себя в плену, за тебя будут бороться с помощью различных средств».
С его точки зрения, судьба россиян будет зависеть от целого ряда факторов.
«В том числе, например, от фактора Савченко, — уточнил он. — Но это вопрос очень высоких политических решений».
На этом Ермолин предпочел поставить многоточие.