В 2014 году штат Калифорния стал восьмой крупнейшей экономикой мира. По состоянию на 2014 год ВВП Калифорнии равен около 2,3 триллиона долларов. Честно говоря, Бразилии не хватило самую малость, чтобы занять седьмое место. Теперь разница величин этих экономик выражена в десятых долях. Например, Южная Корея с ВВП 1,4 триллиона долларов находится ниже. Турцию даже не беру в расчет. Мы пока не в этой лиге. В группе стран с триллионным ВВП нас упоминают только в цифрах после нуля. А проблемы Калифорнии, откровенно говоря, не похожи на наши проблемы. Кроме того, на территории штата Калифорния, в Сан-Франциско, находится американский инновационный центр Кремниевая долина.
При посещении Калифорнии и компании Google в Кремниевой долине мы и члены кабинета министров наблюдаем разработку этой компании — автомобиль без водителя. Здесь непременно бывает каждый, кто приезжает сюда. Все фотографируются с этими машинами. Вы когда-нибудь задумывались над тем, что нужно изменить, чтобы такие автомобили появились в Турции? Разве не этот вопрос приходит вам на ум при виде этих фотоснимков? На мой взгляд, должно быть именно так. Попробуем поразмышлять над этим.
С прошлого сентября автомобили без водителей, разъезжающие по дорогам штата Калифорния, участвовали всего в четырех легких дорожных авариях. Но приведут ли эти инциденты к задержке развития «промышленности 4.0»? Что значат эти попавшие в аварию автомобили с точки зрения будущего инновационного процесса? На самом деле, если бы Магдалена Есил (Magdalena Yesil), предприниматель из Кремниевой долины, не подняла этот вопрос на повестке дня встречи T20, состоявшейся на этой неделе в Берлине и посвященной технологиям и инновациям, я тоже не знал бы, как ответить на него. Мне было интересно ее выступление, как, пожалуй, любому, кто увлекается концепцией «промышленность 4.0». Посмотрите, что волнует человека, когда он живет в штате с восьмой экономикой мира.
Конечно, после четырех легких происшествий с сентября прошлого года с участием автомобилей без водителей представители Google тут же появились на телеэкранах и попытались развеять все сомнения. Проект автомобиля без водителя насчитывает почти шесть лет. Только представьте, по дороге движется компьютер, который, точно человек, пытается предугадать намерения других водителей. Очевидно, если в дорожном движении будут участвовать только автомобили без водителей, такой проблемы не будет. Но что делать, если большинство машин ведут люди, действия которых буквально через метр непредсказуемы. Это то, что можно было вынести из слов представителей Google. Отмечалось, что за последние шесть лет 48 автомобилей без водителей преодолели расстояние около трех миллионов километров и в общей сложности стали участниками 11 аварий. Ни в одной из них не пострадали люди. Но прецедент был. Как подчеркнули представители Google, если учесть, что 94% дорожно-транспортных происшествий происходят по вине водителя, то можно ожидать, что эти автомобили позволят свести к минимуму проблему дорожных аварий. Между тем автомобиль без водителя не стал причиной ни одной из таких аварий. По крайней мере, так говорят.
Можно ли считать этот опыт началом новой эпохи? Скажем, мы приняли решение купить автомобиль без водителя. На кого мы будем оформлять права? В Калифорнии эти транспортные средства курсируют по местным дорогам. А что скажет полицейский, если он, к примеру, остановит такую машину? Кто будет выдавать лицензию на такие автомобили? Как эти средства будут сдавать экзамен на водительскую квалификацию? Изменится ли эта лицензия в случае новой версии программного обеспечения? Как мы будем страховать эти транспортные средства? По какой версии компьютерной программы будет определяться страховая премия? А судя по тому, что в разных странах мира далеко не одинаковые правила и система знаков дорожного движения, потребуется ли разработка отечественных версий программы? Нужно ли будет переходить к иной версии программы при пересечении межгосударственных границ? Допустим, дорожная полиция конфисковала автомобиль, зафиксировав нарушение. Исходя из чего и о каком судебном, нормативном нарушении будет принято решение? Кто будет виноват: автор программы, владелец автомобиля, использовавший ошибочную версию, или же фирма-производитель? Как такое количество технических сведений узнает суд, который будет выносить решение? Какой будет аргументация адвокатов? Будут ли участвовать эксперты? Как судья будет принимать решение? И не стоит полагать, что, будучи озадаченными тем, как обеспечить справедливость при нынешней судебной системе в Турции, мы можем повременить с размышлением о справедливости цифровой эпохи. Важно, чтобы и общество, и прежде всего государство были подготовлены к наступлению этой эпохи. В этих условиях будет крайне сложно принимать или давать взятки, поскольку все будет фиксироваться. И что тогда? Уничтожим компьютерные записи? Нам, потребителям, кажется, придется пройти через крупную революцию мышления.
Почему это происходит? Компании, способные идти в ногу с процессом под названием «промышленность 4.0», теперь оцифровывают индустрию потребительских товаров. Отныне потребители будут жить среди говорящих друг с другом компьютеров. Холодильники будут сами общаться с супермаркетами, а автомобили — с шинными дилерами. Мы будем на заднем плане. Это только та часть технологических изменений, что основана на автоматизации обработки и передачи данных. Очевидно, это еще не все. Технологические платформы, опирающиеся на обработку информации, био- и нанотехнологии, изменят мир.
Как быстро произойдут эти изменения? Давайте еще раз взглянем на вышеприведенные вопросы. Для внедрения этих технологий потребуется ряд комплексных изменений в государстве, в государственной политике, в образцах поведения, привычках людей. И не только в каком-нибудь одном месте, а непременно повсюду. Помощь государства всегда была нужна для того, чтобы эффективно использовать опыт инновационного процесса Кремниевой долины. Но сейчас это особенно необходимо. Еще вчера с властью обсуждался только один вопрос — государственные закупки в оборонной промышленности. Так родился интернет. Так нам полюбился сенсорный экран. Так мы стали хранить информацию на чипах. Сейчас же мы вступаем в новый процесс, когда все эти находки адаптируются к производству потребительских товаров. На этот раз для государственной безопасности важна гармонизация определенных правил с вновь складывающимися условиями. И в Америке, и в Турции.
Как вы полагаете, когда автомобиль без водителя придет в Турцию?