Военный бюджет Соединенных Штатов огромен по своим размерам. Он составляет 610 миллиардов долларов и превосходит по своему объему совокупные военные бюджеты Китая, России, Саудовской Аравии, Соединенного Королевства, Индии и Германии. Другими словами, одна треть всех военных расходов в мире приходится на Соединенные Штаты. Однако проблема состоит в том, что американский военный бюджет, возможно, является причиной сокращения других важнейших инвестиций.
По мере того, как эпоха американской гегемонии постепенно заканчивается, для Америки как никогда ранее становится важным сохранение способности демонстрировать мягкую силу. В первую очередь это означает наличие работающей американской модели, которой могли бы подражать другие страны. Но, кроме того, это означает наличие высоко образованного населения, долгосрочных инвестиций в инфраструктуру, адекватной системы здравоохранения, а также общества, основанного прежде всего на возможностях. Однако весьма вероятно, что именно военный бюджет и не позволяет обеспечивать все эти значимые услуги.
Наиболее важная цена нашего раздутого военного бюджета связана с инвестициями в другие важные части государственных функций. По имеющимся данным, расходы на оборону традиционно поглощают более половины всего дискреционного бюджета правительства Соединенных Штатов (затраты на ветеранов съедают также часть законодательно утвержденных расходов). В 2014 году дискреционные расходы на оборону в два раза превысили расходы на медицинскую программу Medicaid и почти сравнялись с расходами на медицинскую программу Medicare.
По этой причине Соединенные Штаты уже являются страной с относительно низкими расходами, тогда как армия еще больше сокращает нашу и без того скудную систему социальной защиты.
Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что Соединенные Штаты не только тратят сравнительно меньшее количество своего ВВП на управление, чем другие развитые страны, но и то, что военные расходы поглощают большую его часть. Это означает, что Америка расходует меньше средств на коммунальные услуги, на защиту окружающей среды. Кроме того, это означает, что американские женщины имеют больше шансов умереть при родах, чем женщины в Китае, а наша инфраструктура тянет вниз нашу глобальную конкурентоспособность.
Америка тратит намного меньше других богатых стран на иностранную помощь, а также расходует всего 1 миллиард долларов, то есть ничтожную часть бюджета, на международные дела. В 2011 году Институт Брукингса выразил озабоченность по поводу того, что «Соединенные Штаты идут по тому неудачному пути, по которому уже прошли другие крупные страны, в том числе Советский Союз, и тратят слишком большую часть своего национального богатства на военную экспансию, войны и иностранное вмешательство».
Последствия нашего нестандартного бюджета чувствуются в других областях. Избыточные товары часто направляются местным отделениям полиции, и в результате в их распоряжении оказываются гранатометы, боевые самолеты и «похожие на танки бронированные машины». Одновременно увеличивается количество людей, убитых сотрудниками полиции, и полиция начинает выглядеть как оккупационная сила. Это оказывает серьезное воздействие доверие к гражданским институтам и к полиции. По мере того как понижается доверие к сотрудникам полиции, они начинают считать свою работу более сложной, а общество становится по отношению к ним еще более скептичным. Не исключено также, что наличие военных возможностей делает подобный вариант более вероятным, тогда как невоенные средства представляются менее привлекательными.
Нынешняя концепция национальной безопасности является слишком ограниченной. По мере того как количество насильственных смертей в результате войн и терроризма сокращается, все большей угрозой для американцев становится их приходящая в упадок инфраструктура, дорогая система медицинского обслуживания и непоследовательная политика в области экологии. Белый дом Обамы уже несколько раз предупреждал о том, что изменение климата и низкокачественная инфраструктура являются серьезной угрозой американской национальной безопасности. В докладе, подготовленном в 2007 году многими высокопоставленными военными, отмечалось, что «глобальное изменение климата представляет собой серьезную угрозу национальной безопасности и может оказать воздействие на американцев внутри страны, повлиять на военные операции Соединенных Штатов, а также усугубить ситуацию в очагах напряженности по всему миру».
Пентагон еще раньше проявлял беспокойство по поводу изменения климата, и в 2003 году был опубликован доклад, в котором обсуждались последствия глобального потепления. Министерство внутренней безопасности постоянно предупреждает о том, что стареющая инфраструктура является причиной возникновения рисков в области национальной безопасности. И вызывает тревогу то обстоятельство, что Соединенные Штаты все меньше направляют средств на инфраструктуру, и в будущем ситуация в этом отношении будет только ухудшаться. Джош Байвенс (Josh Bivens) из Института экономической политики (EPI) считает, что все предлагавшиеся в 2013 году бюджеты, за исключением бюджета объединения депутатов Демократической партии Progressive Caucus, привели бы к значительному сокращению доли ВВП, направляемой на государственные инвестиции.
Помимо этого, нашей лидерской способности угрожает бедность, отсутствие жилья и быстро увеличивающееся неравенство. Проведенные недавно исследования показывают, что внутри страны значительно сократилось количество людей, которые считают, что американская экономика является ведущей в мире.
Американская модель выглядит все более непривлекательной для стран с развивающейся экономикой, жители которых видят, что американский средний класс становится менее энергичным и все больше погрязает в долгах. Газета New York Times недавно сообщила о том, что американский средний класс уже не является самым богатым в мире. Мэтт Брюниг (Matt Bruenig) также отмечает, что среди менее обеспеченных слоев населения ситуация в Америке еще хуже: самая бедная пятая часть американцев имеет меньший располагаемый доход, чем люди в 14 других странах.
И, наконец, следует сказать, что без высокообразованного населения и инновационной экономики Америка больше не сможет реализовывать необходимую мягкую силу, тогда как наши преимущества в области жесткой силы сокращаются. Даже сами американцы все более критично относятся к американской модели, а результаты проведенного в 2012 году опроса показали: 63% американцев считают, что американская модель не работает.
Наш раздутый военный бюджет забирает те деньги, которые могли бы быть потрачены на более важные вещи. Как я уже сказал, на те огромные средства, которые тратятся только за два года на создание истребителей F-35 — общая стоимость разработки, производства и эксплуатации составляет 1,5 триллиона долларов — можно было бы обеспечить работу всех бесплатных местных колледжей для всех учеников в течение десяти лет. Американцам следует осознать, что сегодня более серьезную угрозу для них представляет их собственный страх, который приводит к недостаточному инвестированию в жизненно важные услуги. Как сказал однажды Франклин Рузвельт, «единственная вещь, которую мы должны бояться, это... сам страх».