Легенда гласит, что князь Потемкин, принимая в конце XVIII века императрицу Екатерину II в Крыму, приказал построить вдоль пути ее следования роскошные картонные фасады, чтобы скрыть местную нищету. Ох уж эта пропаганда!
Казалось, что она осталась в прошлом, что ее поглотили ужасы нацистского режима и сталинских чисток. Пережиток холодной войны или стенгазета лучших времен товарища Мао превратилась в музейный экспонат или, по меньшей мере, в объект академических исследований.
Появление Интернета, глобализация информации, становление гражданского общества и усиление мягкой силы наконец-то одержали верх после вековых попыток контролировать мысль — радовались мы. Но пропаганда на удивление живуча.
Пропаганда, унаследованная от Ватикана (от Конгрегации пропаганды веры, Sacra Congregation de Propaganda Fide), еще не сказала своего последнего слова. И тем, кто полагает, что пост в Твиттере заменил лозунг, блоги пришли на смену газете «Правда», а селфи победило государственные штампы, стоит прислушаться к голосу разума: чтобы завоевать сердца и умы, по-прежнему нет ничего эффективнее хорошей пропагандисткой кампании.
Владимир Путин быстро это понял: заняв Крым в марте 2014, Москва начала настоящую информационную битву. В ответ Вашингтон начал распеваться, чтобы пробудить несколько охрипший «Голос Америки». Смысл? Навязать свое видение мира и Истории.
А еще обозначить плохих и хороших. Однако с момента окончания холодной войны мир перестал сводиться к противостоянию Востока и Запада. Пекин тоже хочет, чтобы китайские напевы звучали на всех континентах. Что касается исламистской организации ИГИЛ, она еженедельно доказывает свое ужасающе эффективное влияние в СМИ. Пропаганда определенно вернулась и каждый день возводит новые потемкинские деревни. Остерегайтесь обманов!