На днях в Москве состоялась встреча глав МИД России и Азербайджана, после которой Эльмар Мамедъяров заявил, что главной тематикой переговоров было абсолютно четкое желание РФ «сдвинуть с места армяно-азербайджанский нагорно-карабахский конфликт». На каком основании было сделано такое заявление, министр не пояснил. Взамен сделал другое примечательное заявление. Отвечая на вопрос о возможности вхождения Азербайджана в ЕАЭС, министр отметил: «Наличие оккупированных территорий со стороны Армении не позволяет нам сосуществовать в Таможенном едином союзе. Если Армения выведет свои войска, откроются границы, если будет нормализация ситуации, будет экономическая составляющая между Арменией и Азербайджаном, то кто знает, что произойдет завтра».
Этим Мамедъяров показал, что одной из целей московского визита было обсуждение возможности вступления Баку в ЕАЭС взамен получения Нагорно-Карабахской Республики. В то время как всего год назад Баку категорически исключал вступление в ЕАЭС даже при условии получения Карабаха.
Так, сделанное в Баку заявление, которое чревато серьезными последствиями в региональном и геополитическом плане, закономерно возмутило как Ереван, так и Запад.
Сразу после визита Мамедъярова в Москву отправился личный представитель действующего председателя ОБСЕ по Нагорному Карабаху Анджей Каспршик для обсуждения путей урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Очевидно, что Каспршик поехал в Москву по заказу Минской группы ОБСЕ, разузнать, как именно проявится желание РФ «сдвинуть с места армяно-азербайджанский нагорно-карабахский конфликт» и какие договоренностей достигли в этом вопросе Москва и Баку. Этот поспешный шаг выдает опасения США и ЕС, что Баку и Москва планируют что-то за их спиной, и результаты будут видны уже после Европейских игр в Баку.
США, ЕС и Армении понятно изменение позиции Азербайджана по ЕАЭС. ЕС так и не смирился с намерением Алиева установить полную диктатуру в стране и в этих условиях наилучший вариант для Баку — присоединиться к союзу тройки с авторитарными режимами — России, Казахстана и Белоруссии. Во-вторых, провалились попытки подкупить ЕС энергетическими ресурсами в карабахском вопросе. Свидетельством чего стал саммит в Риге, в декларации которого не нашла места фраза о «территориальной целостности» Азербайджана. Баку понял, что ему не уйти от формата ОБСЕ, и что ЕС не оправдает решение вопроса военным путем. Баку остается лишь искать помощи России для изменения нежелательного для него статус-кво, путем заключения с Москвой взаимовыгодной сделки. Сделки, которая может состояться с помощью такой напряженности на линии фронта, что единственным решением станет размещение российских миротворцев на линии фронта, что Москва может сделать на правовой основе под маской гаранта безопасности Армении. Если сделка сработает, Алиев получит пару регионов, завоевав имя победителя, а Россия полностью приватизирует Южный Кавказ. Карабахский вопрос на неопределенное время будет заморожен, а Арцах (самоназвание Нагорного Карабаха) постепенно останется без армян.
Пожалуй, в этом причина того, что официальный Ереван в последние дни выступает с нетипичной для себя военной риторикой. Первый заместитель министра обороны Армении Давид Тоноян на днях заявил, что при нынешнем уровне вооруженности Азербайджана пояса безопасности вокруг Нагорного Карабаха Армении уже недостаточно. Затем последовало заявление (в дни визита Мамедъярова в Москву) министра обороны Армении Сейрана Оганяна: «Если нас будут провоцировать, если против Арцаха будет предпринята агрессия, а мы являемся гарантами безопасности арцахского народа, то мы сделаем все, чтобы территория жизнедеятельности народа Арцаха, которая сегодня именуется Нагорно-Карабахской Республикой, оставалась в целости. И по мере необходимости мы можем перенести военные действия на иные территории».
Иными словами, армянская сторона дает понять, что не собирается мириться с каким-нибудь заговором, даже если в июле начнется широкомасштабная война. А что касается ЕС, то остается ожидать, что после визита Каспршика в Москву Запад тоже сдвинется с места.