В результате военных операций, начатых иракской армией против ИГИЛ с середины марта этого года, Тикрит был отвоеван у ИГИЛ. После возвращения города под контроль иракской армии на поверхность начали всплывать печальные панорамы, возникшие за время пребывания ИГИЛ в регионе. Министерство здравоохранения Ирака объявило об обнаружении близ города Тикрит (провинция Селахаддин) четырех массовых захоронений и останков 470 человек, которые, как предполагается, были казнены ИГИЛ. На пресс-конференции в Багдаде министр здравоохранения Ирака Адиля Хаммуд (Adile Humud) отметила, что массовые захоронения были обнаружены неподалеку от военной базы Спайкер близ Тикрита, именно с нее в июне 2014 года без вести пропали около 1,7 тысячи военнослужащих.
Заведующий моргом Багдада Зияд Али Аббас (Ziyad Ali Abbas) заявил, что в окрестностях Тикрита было найдено четыре массовых захоронения; в крупнейшем из них были обнаружены останки 400 человек. Экспертиза тел, изъятых из этих могил, проводится при участии специалистов из Красного Креста. Как сообщило правительство Багдада, предварительный список погребенных будет объявлен на следующей неделе, личность погибших будет установлена с помощью теста ДНК.
Несмотря на все происходящие негативные события, следует отметить, что в регионе было обеспечено некоторое превосходство над ИГИЛ. Возвращение такого важного города, как Тикрит, — это, несомненно, успех иракской армии и шиитских боевиков, но важнейшим, определяющим будущее региона фактором станет подход иракского центрального правительства к Тикриту и его населению в дальнейшем. Ведь ИГИЛ — это организация, которая приобретает силу за счет слабости своих врагов и хаоса в регионе. И сохранение хаоса в Тикрите может способствовать возвращению ИГИЛ в этот регион. Такой риск есть, но если иракская армия вновь соберется с силами и сможет стать организованной, ИГИЛ, возможно, не выдержит такого давления и, в конечном счете, уйдет из всех крупных городов в Ираке.
Кроме того, операция, завершившаяся отвоеванием родины Саддама (Saddam), наглядно демонстрирует новый поворот в политике иракского правительства по борьбе с ИГИЛ. Руководитель Центра стратегических и военных исследований в Багдаде Эмад Белау (Emad Belau) обращает внимание на то, что ранее у таких разных формирований, как сухопутные войска и воздушные силы, не было должной координации и профессиональной подготовки к бою. И битва за возвращение Тикрита является определенным переломным моментом для иракской армии.
Одним из важнейших новшеств было обеспечение логистической поддержки и безопасности маршрута снабжения до начала операции. Эти шаги показывают, что ИГИЛ теряет свою силу в регионе, поскольку, как отмечает Луай аль-Хаттиб (Luay Katip), директор Энергетического института Ирака, принятие ИГИЛ крайних мер даже в отношении своих сторонников, проведение политики разрушения через сожжение нефтяных скважин и археологического наследия, представляют собой попытки скрыть утраченную силу путем наведения страха.
Но в момент успеха багдадского правительства в ослаблении ИГИЛ на его плечи ложатся важные функции. Проблема, которую Багдаду предстоит решить в первую очередь, связана с его неспособностью удерживать под контролем всех воюющих на его стороне игроков и олицетворять собой центральную силу. Вместо того чтобы действовать в рамках централизованной системы командования, участвующие в войне боевики и другие вооруженные группы исходят из собственных стратегий, занимая свои позиции. А это не позволяет остановить хаос, давление и насилие в отвоеванных районах и повышает риск возвращения ИГИЛ в них.
До операции в отношении ИГИЛ говорилось о плане, согласно которому в случае успеха контроль над Тикритом перейдет к местным силам. Местные офицеры давно готовились к воплощению этих замыслов в жизнь. Но после операции в город проникли нерегулярные группы боевиков и вооруженные повстанцы, которые всюду чинили грабежи. Так, город был спасен от ИГИЛ, но не защищен от разбоя и огня. План Багдада потерпел фиаско, и иракское правительство оказалось неспособно разрешить эту ситуацию.
Другая важная проблема Багдада — коммуникационная стратегия между силами в регионе. Важнейший путь ведения эффективной войны против ИГИЛ лежит через правильные сигналы в отношении иракцев и международного сообщества. Хотя Багдад осознает это, он недостаточно эффективен в психологической войне. Более того, своими заявлениями, которые не отражают всего происходящего в регионе в полной мере, он не только не снижает, а, наоборот, повышает напряженность. Хотя иракское центральное правительство утверждает, что Тикрит покинули все группы боевиков, контролируемых Ираном, их в городе — тысячи, судя по тому, что говорят жители Тикрита. В то же время, несмотря на то, что масштабные столкновения в Тикрите подошли к концу, все еще неясно, когда покинувшие его беженцы вернутся в свои жилища. Есть мнение, что, не обладая каким-либо реальным планом, правительство умышленно не информирует общественность по этому вопросу.
Во имя будущего и целостности Ирака все этнические и религиозные группы, проживающие в стране, должны посвятить себя борьбе с препятствиями, стоящими на пути к строительству лучшего общего будущего. Все народы должны забыть о своих нереалистичных требованиях и признать возможности сосуществования в рамках национальной идентичности, которая наделит их равной силой.
Кроме того, Ираку необходимо национальное выздоровление, сохранение мира, общественное согласие, а также реальная, эффективная и понятная дорожная карта государственного строительства. Чтобы сделать все это, государству следует поддерживать и поощрять населяющих страну суннитов, шиитов, курдов. Только так можно достичь исторического согласия, которое будет контролировать этнические и религиозные разногласия, препятствовать росту напряженности и разделу Ирака, улицы которого сегодня патрулирует смерть.