Аналитики отмечают, что, несмотря на риторику лидеров стран Латинской Америки, региональная интеграция вызывает много вопросов. Это и постоянные дискуссии Бразилии и Аргентины по поводу дальнейшей судьбы Южноамериканского общего рынка (МЕРКОСУР), это и изменение позиции президента Бразилии Дилмы Русеф в связи с кризисом в Венесуэле, это и территориальные претензии Боливии к Чили.
Так, известный аргентинский журналист Карлос Пагни (Carlos Pagni) считает, что ситуация в регионе изменилась, и уже нет былого единства даже у лидеров левых правительств Латинской Америки. В качестве доказательства он приводит разногласия лидеров Бразилии, Уругвая и Аргентины по вопросу пересмотра основополагающих документов Южноамериканского общего рынка, негативное отношение президента Чили Мишель Бачелет и президента Аргентины Кристины Киршнер к проекту строительства трансконтинентальной железной дороги от атлантического побережья Бразилии до тихоокеанского побережья Перу. Аргентина и Чили хотели бы построить такую железную дорогу на своей территории.
«Ни о каком единстве в Латинской Америке не может быть и речи. Наоборот, сейчас наблюдается раскол в рядах даже левых правительств, — заявил изданию профессор университета Torcuato Di Tella Карлос Маламуд. — Это ставит под сомнение заявление некоторых латиноамериканских лидеров о больших успехах, достигнутых в интеграционных процессах».
Примером может служить недавнее заявление лидеров Бразилии и Уругвая о том, что они готовы подписать соглашения с Евросоюзом о свободной торговле, несмотря на то, что Аргентина выступает против. Ранее Аргентина наложила ограничения на импорт продовольствия из Европы, и это едва не привело к срыву раунда торговых переговоров.
В этой связи следует отметить жесткую позицию президента Уругвая Табаре Васкеса, который призвал коллег снять все ограничения на пути заключения соглашения с Евросоюзом. «Мы считаем, что настало время для того, чтобы привести МЕРКОСУР в соответствие с политическими и экономическими реалиями текущего момента», — заявил Васкес.
В свою очередь, президент Бразилии Русеф заявила, что приоритетом ее внешнеполитической деятельности в этом году будет заключение соглашения о свободной торговле с Европейским Союзом.
По мнению Карлоса Пагни, решение Бразилии во что бы то ни стало заключить соглашение с ЕС, несмотря на сопротивление ее главного торгового партнера — Аргентины, лишний раз доказывает, что между лидерами этих стран существуют серьезные разногласия.
«Вот уже на протяжении последних двух лет не было ни одной встречи президентов Бразилии и Аргентины, хотя ранее была достигнута договоренность проводить их не реже двух раз в год», — сказал Пагни.
Похоже, что теперь МЕРКОСУР никогда не будет прежним. Лидеры Бразилии и Уругвая подтвердили готовность добиваться заключения соглашения без Аргентины. Учитывая, что отношения между Уругваем и Аргентиной никогда не отличались «теплотой», то теперь они будут еще более прохладными.
У Русеф имеются разногласия не только с Кристиной Киршнер, но и с венесуэльским президентом Николасом Мадуро.
В апреле 2015 года президент Бразилии впервые потребовала от венесуэльского лидера освободить политических заключенных. Это заявление было расценено многими аналитиками, как изменение официальной позиции Бразилии в отношении Венесуэлы. «Мы не думаем, что венесуэльская оппозиция должна находиться в местах лишения свободы», — заявил Русеф в интервью телеканалу CNN.
Заявление Китая о готовности профинансировать строительство трансконтинентальной железной дороги по территории Бразилии и Перу стало очередным «яблоком раздора». В ноябре прошлого года президент Перу Ольянта Умала заверил, что «железная дорога пройдет по северным территориям Перу по соображениям национальных интересов». Эво Моралес воспринял это как личную обиду, так как рассчитывал, что трансконтинентальная железная дорога пройдет по территории Боливии. Чилийское правительство вообще относится к данному проекту с большой долей скептицизма, полагая, что он никогда не будет осуществлен из-за сложных географических условий и дороговизны.
По мнению Карлоса Маламуда, «во многом разногласия и конфликты связаны с чрезмерной ролью глав государств в разработке и реализации внешней политики, когда не учитывается мнение специалистов и дипломатов, а решения принимаются на основе излишней политизации и импровизации лидеров стран».
«Ситуация в регионе никогда не была простой. Неоднократно предпринимались попытки создания интеграционных союзов, урегулирования конфликтов между странами, которые заканчивались провалами», — заявила изданию Синтия Арнсон (Cynthia Arnson), директор американской программы для стран Латинской Америки Международного центра имени Вудро Вильсона. «Несмотря на риторику руководителей региональных организаций и роста их числа, в Латинской Америке нет достойного лидера, который мог бы возглавить интеграционные процессы, поэтому каждая из стран действует самостоятельно, исходя из собственных национальных интересов», — заключила Арнсон.
Следует также отметить, что разногласия латиноамериканских лидеров совпали с деликатным моментом в жизни многих стран региона. В настоящее время Аргентину, Бразилию, Чили, Венесуэлу и Мексику сотрясают коррупционные скандалы.