Он принимает у отца эстафету на поле битвы идей, и в этом есть нечто радостное и успокаивающее. Сын Андре Глюксмана Рафаэль, 30-летний мужчина с живым и острым умом, с грохотом ворвался в Сен-Жермен-де-Пре, где сейчас так отчаянно не хватает новых принцев. Его очерк под названием «Похмельное поколение: пособие по борьбе с реакционерами» настолько хорош, что непонятно, почему издательства остервенело не оспаривают друг у друга права на его публикацию. Ну да ладно... В конце концов, может быть, это часть замысла: показать, что центр влияния сместился, что сейчас существуют иные средства передачи мысли, и что под самым носом у традиционных тяжеловесов сектора вполне может заявить о себе новый издательский дом (в данном случае это Allary). Но не в этом суть. Прежде всего, за плечами Глюксмана-младшего — огромный послужной список (он выпустил документальный фильм о Руанде и был советником президента Грузии Саакашвили в разгар кризиса с Россией), однако он сохранил свежий взгляд человека, который наблюдает за концом системы, а также отходом в сторону всего своего поколения, отстраненного от власти еще до возможности ее получить. Со времен журналистской стажировки в le Soir d’Algérie и до активной поддержки протестов на Майдане интеллектуал изучает, выявляет и вот уже несколько лет активно сражается с противодействующими демократии тенденциями. Эти явления сегодня приобретают глобальный размах, потому что, как он очень верно отмечает в очерке, «идет смешение периферии и центра. И никто уже не сможет их разъединить». Разве сыщется лучший гид и аналитик окружающего мира, чем Рафаэль Глюксман, гражданин мира, ярый защитник идей космополитизма, наднационального и европейского общества? Ему 35 лет, он человек своего времени. Как же приятно не видеть, наконец, страха и истерии старых буржуа-пироманов вроде Земмура, Менара, Тодда и Набе. Сейчас слово берет молодежь! Его очерк краток, насыщен, точен и прекрасно написан. Его 170 страниц заставляют задуматься, открывают новые двери, притягивают комментарии. Нет сомнений, это главная книга начала 2015 года.
В ней Глюксман бичует старшее поколение, однако, будьте покойны, достается от него на орехи и сверстникам. Очерк начинается с таких строк, в которых достаточно ключевых моментов, чтобы понять замысел автора: «Придя в мир ноябрьским вечером 1989 года, когда отмечалась гибель идеологии и исчезновение угроз, мы были избалованным поколением, которое не познало ни горячей, ни холодной войны, прошло мимо великих философских баталий, забыло политические и религиозные конфликты ушедших времен. Берлинская стена пала, на Красной площади открылся McDonald’s, а американский профессор Фрэнсис Фукуяма стал звездой мирового масштаба, объявив «конец истории» и провозгласив нас «последними людьми». Наши родители и их родители победили нацизм, фашизм, коммунизм, религии, идеологии, нации и, вместе с ними, государства. Бога, а вместе с Ним и смерть. Национальные, этнические и религиозные сообщества должны были слиться в освободительной общемировой аккультурации, люди должны были избавиться от оков церквей и партий, пространства и времени, чтобы создать свободное и мирное глобальное общество. (...) Добрые феи (Эразмус, Маастрихт, Стив Джобс, Билл Гейтс и многие другие) нарисовали нам горизонт прогресса и радости, без запоров и границ: «Общий рынок, право на вмешательство, Club Med, евро, интернет, Ryannair, iPhone, iPad, Facebook и Twitter сделают тебя завершенным существом, ты будешь все знать, станешь всем».
Но потом теракты в Charlie Hebdo и Hypercasher все испортили. Они всколыхнули Францию и, возможно, пробудили поколение, которое опасается необходимости делать выбор (именно так считает автор), не знает, во что верит и за какую модель хочет бороться. Таково определение произошедших потрясений: они требуют, заставляют все пересмотреть. Для этого Рафаэль Глюксман принялся составлять пособие по борьбе с реакционерами. Он обращает его к своим сверстникам, поколению, которое вызывает у него немало вопросов и само их задает. «Достаточно ли мы вооружены для этого? Можно ли было вырасти в западной Европе 1980-х, 1990-х и 2000-х годов и найти в себе необходимые для борьбы интеллектуальные, психические и физические силы?»
Чтобы окончательно во всем разобраться, молодой интеллектуал расшифровывает то, как новое поколение бунтует, чтобы найти лучшие средства борьбы с реакцией. Это касается движения «Захвати Уолл-стрит», политических собраний, когда выступающий излагает свою правду, отвечает тому, кто стоял там до него. Отказ от иерархии, вождизма и лидерства. Сотрясание устоев и кодексов (здесь стоит вспомнить посвященную этому вопросу прекрасную серию сериала «Новости»). Это картина сформированного по образу социальных сетей общества, когда на открытых собраниях право голоса есть у каждого человека, глупца или мудреца. Это настоящий поворотный момент в организации коллективной борьбы. Метод, который выступает за пределы поля политической борьбы и затрагивает в том числе терроризм новой школы. В этой области мы также перешли от вертикальной модели к горизонтальной организации. Раньше стратегию террора прятали за столь удобной ширмой политического идеала. Вот, что пишет Рафаэль Глюксман: «ХАМАС утверждает, что борется с израильской оккупацией, когда взрывает автобусы с мирными людьми. Это ужасно, но тут терроризм по-прежнему (по крайней мере, на словах) представляется средством достижения политической цели. Это еще не неоисламизм под соусом ИГ».
Сегодня хозяев больше нет. Для теракта не требуется одобрения какой-то организации. Любой может объявить себя посланцем джихада и начать убивать. Все предельно просто, сделать это можно по-разному: всадить нож, взорвать дом, заложить бомбу или взять в руки автомат. Новые методы под стать новому времени. Времени, которому непросто мириться с вертикальной властью, авторитетом, институтами. Двигаясь дальше в своей мысли, автор отмечает: «Мы пишем комментарии, сообщения, блоги. Сами создаем энциклопедию, к которой затем обращаемся. Мы одновременно актеры и зрители в пьесе или фильме, который сами ставим по уже существующему сценарию. Мы — профессора и ученики бескрайнего, глобального университета без кафедры и скамьи, экзаменов и дипломов».
В целом, мы все стали неконтролируемыми и циничными божками, которым не по душе коллективные эпопеи, казалось бы, уже таких далеких времен. Именно в этом проблема. Если мы хотим, чтобы ситуация изменилась в лучшую сторону, нужно «говорить, думать, действовать». Перестать быть безучастными созерцателями, зрителями опасностей, которые не боятся заявить о себе. От Грузии до Алжира, от Парижа до Тель-Авива у автора сложилось глубокое убеждение: нельзя сидеть, сложа руки. Он считает, что спасательным кругом для нас может стать европейский проект при условии, что у нас получится улучшить условия его реализации. Здесь в очерке отмечается мысль Грамши о культурной гегемонии. Ее больше нельзя отдавать на откуп победившим реакционерам. Нужно лишить их ее и вновь завоевать умы. «Раз нынешняя борьба представляет собой в первую очередь "мета-политику", нам нужно действовать не только в политике, но и в СМИ, культуре, обществе, религии, образовании и экономике». Программа — большая, и поэтому нужно засучить рукава. Причем, как можно скорее!