Как хороший еврей должен обращаться с официантом? В каком возрасте ребенок узнает свою мать? Как часто супруги должны заниматься сексом? Это лишь часть практических и этических вопросов, которые рассматривают раввины в пятой глава трактата «Ктубот», который читатели «Даф Йоми» («Ежедневная страница») закончили изучать в минувшие две недели. Трактат «Ктубот» посвящен брачному контракту. Его первые главы рассматривают ситуации, в которых он недействителен, например, из-за бесплодия до брака, изнасилования, инцеста или финансового конфликта между женихом и невестой. Покончив с препятствиями для барака, раввины переходят к разбирательству супружеской жизни — какие обязательства у супругов друг перед другом, не только денежные, но в вопросе уважения и любви. В этот момент текст выглядит не таким уж мрачным. В частности, раввины считают, что в браке у женщины есть не только обязанности, но и права.
Ранее в «Ктубот» мы читали, что муж обязан материально обеспечивать жену. Взамен он контролирует ее доходы и может игнорировать ее просьбы. Но, как объясняет Талмуд в разделе «Ктубот 58-б», контроль мужа над заработком жены не абсолютный. Сначала в мишне было сказано, что муж не имеет права выделить деньги жены на какое-нибудь богоугодное дело, например, пожертвовать Храму, без разрешения супруги. «Если кто-то пожертвует деньги жены, она может работать и обеспечивать себя». То есть, ее право использовать деньги для поддержания существования превосходит его право тратить их на святые дела.
Затем, в «Гмаре», это право послужило основой для более широкого толкования. Раввины спросили, почему закон гласит, что муж имеет власть над заработком жены? Это не потому, что он ее опекун, а потому что он обязан содержать ее. Раввины говорят, доходы жены контролирует муж, чтобы избежать вражды. Муж, содержащий жену, может разгневаться на нее, если она будет оставлять себе все заработанное. Но женщина имеет право отказаться от этого контракта, как постановил раввин: «Жена может сказать мужу: ты не будешь меня содержать, а я не буду работать на тебя». Если она пожелает, то может жить собственными доходами, не отдавая их мужу.
Вне зависимости от того, работает женщина, чтобы существовать, или нет, Талмуд считает, что ее главные обязанности — содержание дома. «Вот что обязана делать жена для мужа», читаем мы в «Ктубот-59б», «она должна молоть муку и печь, стирать одежду, присматривать за детьми, готовить мужу постель и делать пряжу из шерсти». Жена может делегировать большую часть обязанностей, в зависимости от числа слуг, которые она привела с собой. Чем больше слуг, тем меньше должна делать жена. «Если она привела четырех служанок, то может сидеть в кресле». Это соответствует идеалу рабби Хийи, который учит в Гмаре: «Жена — только для красоты и только для детей». В идеальном мире женщина может посвятить все свои заботы детям и своему внешнему виду.
Это не выглядит полноценной жизнью, и многие раввины оспаривают мнение рабби Хийи. Рабби Элиэзер предупреждает, что такое безделье опасно, потому что ведет к распутству. Он считает, что, даже если жена привела сотню служанок, ей все равно следует делать какую-то домашнюю работу, например, прясть. Рабби Шимон бен Гамлиэль идет еще дальше и говорит, что, если муж не дает жене выполнять какую-то работу, то он должен развестись с ней, потому что человек, который ничего не делает, станет жертвой слабоумия. Позднее Гмара отмечает, что женщина может спастись от слабоумия с помощью хобби, например собачек или игр.
Но есть ли какая-то домашняя работа, которую женщина не может поручить служанке? Например, может ли мать кормить своего ребенка другой женщине? Здесь талмудические школы «Бейт Шамай» и «Бейт Гилель» расходятся во мнениях: Шамай разрешает женщине поручить своего ребенка заботам кормилицы, Гилель, напротив, считает, что муж имеет право обязать мать вскармливать своего ребенка. Раввины считают, что, когда ребенок уже узнает мать, то прекращать кормление вредно — совет, совпадающий с тем, что нам сегодня говорят о связи матери и ребенка. А в каком возрасте ребенок начинает узнавать мать? На этот счет есть разные мнения — 30 дней, 50 дней, три месяца. Но никто не спросил кормящую мать на этот счет, хотя раввины советовались со своими женами и матерями по подобным вопросам в других разделах Талмуда.
Мы знаем о случае, когда перед Шмуэлем предстала женщина, отказывающаяся заботиться о своем ребенке. Ребенка провели перед строем женщин, и, когда он подошел к матери, «он взглянул на ее лицо с радостью». Это доказало, что он узнает ее, и женщину заставили заботиться о ребенке дальше, хотя она «жестоко отворачивалась от него». Что же до подходящего возраста для отлучения от груди, то раввины, как и современные специалисты, дают точный ответ: «Ребенка можно кормить грудью 24 месяца, а с этого момента и дальше будет считаться, будто он кормится от некошерного животного». Рабби Йегошуа более гибок и считает, что грудное кормление может продолжаться до возраста 4 или 5 лет. Но, если ребенок прекращает получать грудное кормление после двухлетнего возраста, то вернуться к этому он уже не может.
В русле этой дискуссии раввины дают медицинские советы. Например, они считают, что некоторые виды пищи кормящим матерям есть не стоит — хмель, мелких рыбок и тыкву. Они приводят список деятельности, от которых женщина должна воздерживаться во время зачатия и беременности, чтобы не причинить вреда нерожденному ребенку: «У женщины, совершившей соитие на мельнице, будут страдающие эпилепсией дети. К женщины, совершившей соитие на земле, будут длинношеие дети. Если женщина есть горчицу во время беременности, у нее родится обжора» и так далее. У этих запретов нет никакой логики, кроме разве что желания осудить нетрадиционные формы и неподобающие места для занятия сексом. Больше логики в том, что раввины рекомендуют есть во время беременности, в том числе, мясо и рыбу. Если женщина будет есть цитрон во время беременности, то ребенок будет отличаться приятным запахом, как произошло с дочерью персидского царя Шапура: «Ее мать ела цитроны, и они помещали ее перед отцом вместо благовоний, так как она пахла лучше, чем все благовония».
Официанты попали в эту дискуссию со стороны. Согласно приведенному высказыванию рабби Ицхака бен Ханании, женщина во время менструации, когда секс запрещен, может выполнять все обязанности перед мужем, кроме того, что «наполнять его чашу, стелить его постель, омывать его лицо, руки и ноги». Эти конкретные действия столь интимны, что могут спровоцировать незаконный половой акт. Гмара приводит другое, не связанное с этим постановление Ицхака бен Ханании, которое запрещает не давать мяса и вина официанту, который подает их. Причина в том, что желание вина и мяса столь сильное, что официант может физически пострадать, если не удовлетворит его. Раввины описывают случаи болезни из-за жажды определенных блюд. Это внимание к нуждам официантов, которые во времена Талмуда работали не в ресторанах, а были домашними слугами, соответствует последовательной этике Талмуда в отношении заботы о других.
Наконец, в эту неделю мы узнаем, как часто муж и жена должны заниматься сексом. Ответ на этот вопрос, как говорится в «Ктубот-61б», зависит от работы мужа: если он должен часто отсутствовать, или если он занимается тяжелым физическим трудом, он может заниматься сексом реже, чем если он ведет сидячий образ жизни. В последнем случае муж обязан заниматься сексом с женой каждый день, рабочие — дважды в неделю, погонщики верблюдов — раз в месяц, моряки — раз в полгода. В отношении Талмуда к этому вопросу бросаются в глаза два момента. Во-первых, секс считается правом не мужа, а жены. Муж обязан удовлетворять жену, а не наоборот. Во-вторых, целомудрие считается не добродетелью, как в христианстве, а грехом, которого следует избегать, поэтому мужу запрещено воздерживаться от секса с женой.
Раввины в состоянии представить мужчин, готовы уйти от жен и полностью посвятить себя Талмуду. Жену рабби Акивы хвалят за то, что она позволила ему уехать на учебу в другой город на 24 года, пожертвовав своими сексуальными утехами ради его образования. Но это считается редчайшим исключением. Обычно изучающему Талмуд еврею положено заниматься сексом с женой каждый шаббат. Это оправдывается не только продолжением рода, но также интимными отношениями и удовольствием. Как мы видим, Талмуд беспощаден к супружеской неверности, но считает интимную жизнь супругов благословенной и необходимой.