На момент отъезда, 27 декабря 2013, французскому подростку Браяну было 16 лет, когда вместе с тремя друзьями без разрешения матери он направился в аэропорт. Схема, как и в других историях с вербовкой подростков, одинаковая: Браян путешествовал почти без багажа, показал на границе билет в один конец до Стамбула и удостоверение личности. Из Турции до Сирии — рукой подать. Разрешения от родителей на этот перелет у него с собой не было, хотя уже на тот момент наличие такого документа являлось обязательным, заявляет мать подростка. Самия Марктуф, адвокат Надин, матери Браяна, заявила, что французской полиции не хватает проницательности. «Когда несовершеннолетний появляется на пограничном контроле с желанием выехать в сторону Турции, учитывая тот факт, что Турция — открытые ворота в Сирию и что военный конфликт идет прямо на этой границе, /французская/ полиция просто обязана задать ряд вопросов этому молодому человеку», — комментирует адвокат Самия Марктуф в эфире France Info.
Мать Браяна требует, чтобы французское государство было признанно ответчиком за то, что ее сын выехал в Сирию и настаивает на выплате 110 000 евро в качестве компенсации за моральный ущерб. Адвокат женщины заявила, что кроме финансовой компенсации, ее подзащитная хочет, чтобы власти начали отдавать отчет в происходящем: «Это не судебный процесс против полиции, или против ислама; мы вообще имеем дело здесь с молодым человеком, который раньше был христианином и принял ислам. Речь идет о вызове властям, чтобы в дальнейшем можно было избежать отъездов /несовершеннолетних/». Браян по-прежнему находится на территории Сирии. Его мать говорит о том, что каждый телефонный звонок — это испытание для нее, она боится, что ей могут сообщить о гибели сына.
МВД: полиция не несет ответственности за отъезд подростка
В свою очередь французские власти уже обратились к матери Браяна, заявив, что в данном деле со стороны полиции никаких ошибок допущено не было. Министерство внутренних дел Франции считает, что полиция действовала правильно: молодой человек показал удостоверение личности (не паспорт), которого достаточно для зарубежных поездок. Кроме того, МВД Франции считает, что к Браяну не применялись меры по запрету на выезд с территории Франции, поэтому ни о какой ответственности со стороны государства речь идти не может.
Борьба с джихадистами
Напомним, с августа 2014 года силы международной коалиции проводят авиаудары по позициям террористической группировки «Исламское государство». В среднем в месяц им удается обезвредить около 1000 бойцов «ИГ», — такие данные приводит генерал Джон Хестреманн, ответственный за ведение бомбардировок силами коалиции. По его словам, авиаудары «имеют значительный эффект на врага».
Помимо воздушной операции в борьбе с джихадистами применяются и другие методы. Возможно, не совсем традиционные, но действенные, — считают пакистанские художники, выпустившие книгу комиксов, направленную против риторики радикального ислама и оказания влияния представителей движения Талибан на молодежь. Книга-трилогия Paasban (в переводе с урду «охранники», — прим. ред.) вышла на прошлой неделе в Пенджабе (главная провинция Пакистана) и с 10 июня будет доступна по всему миру благодаря мобильному приложению. Авторы комикса говорят, что их идея состоит в том, что «можно оставаться верующим и при этом не прибегать к жестокости», — цитирует Франс-Пресс.
Кроме того, родители, чьи дети выехали в Сирию для того, чтобы вступить в ряды радикальной группировки «Исламское государство», объединили свои усилия для того, чтобы вернуть их домой.
На прошлой неделе женщины из Франции, США, Канады составили открытое письмо, обращенное к их сыновьям и дочерям, с цитатами из Корана. В тексте сказано, что ислам предусматривает уважение к родителям и данные религия не допускает причинения детьми страданий для своих отцов и матерей.
В ассоциацию Mothers for Life входят как мусульманские, так и немусульманские матери детей, уехавших на джихад. Кроме того, женщины написали, что пророк Мухаммед говорил о том, что «рай», идеей о котором джихадисты вербуют подростков, «находится рядом с родителями». Ассоциация также выступает за то, чтобы привлечь внимание властей к проблеме отъезда детей в Сирию и Ирак и чтобы правительство прислушалось к проблемам семей, чью дети были завербованы членами террористической организации «Исламское государство».
Премьер-министр Франции Манюэль Вальс на прошлой неделе заявил, что у властей есть несколько решений для семей, в которых дети отправились на джихад.
Манюэль Вальс: Уже больше года Франция действует по плану, направленному на борьбу с радикализацией. В частности, мы помогаем тем семьям, которых /проблема радикализации/ коснулась, чтобы потом выявить других молодых людей, которые были затронуты. Для этого у нас есть специальный комплекс мер и инструментов: горячая линия, интернет-сайты. Наши цели — взять под свою ответственность тех лиц, которые были радикализованы, остановить распространение этой жестокой идеологии. Но мы должны пойти еще дальше и выявить новые пути для решения проблемы. Именно поэтому, отвечая на предложение, сформулированное министром внутренних дел Франции Бернаром Казневым, к концу года будет создана специальная структура, в которой волонтеры будут заниматься молодыми людьми, вернувшимися из зоны конфликтов. И, конечно, мы не станем преследовать их в судебном порядке. С этими людьми будут работать индивидуально психологи, они должны будут действовать в рамках строгих правил, что в последствие поможет им обрести вновь место в нашем обществе.