Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Помнить Сараево

© flickr.com / djstanek Бобслейная трасса в Сараево
Бобслейная трасса в Сараево
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Войны, вспыхнувшие в процессе распада Югославии, оставили след в памяти каждого, кто жил в 90-х годах. Когда пала Берлинская стена и исчез СССР, когда Чехословакия вступила на путь разъединения, а холодная война подошла к концу, на европейском континенте правили бал слова о мире, стабильности и надежде. Но превращение Балкан в кровавую баню быстро развеяло это волшебство.

Хотя этот город давно уже не попадает на первые страницы газет, Сараево не окончательно забыт. Недавний визит Папы Франциска в Сараево послужил поводом для того, чтобы вспомнить новейшую историю Боснии и Герцеговины, а также понять, насколько хрупкими и важными для Европы являются балансы на Балканах.

Войны, вспыхнувшие в процессе распада Югославии, оставили след в памяти каждого, кто жил в 90-х годах. Когда пала Берлинская стена и исчез Советский Союз, когда Чехословакия вступила в обоюдно согласованный процесс разъединения, а холодная война подошла к концу, на европейском континенте правили бал слова о мире, стабильности и надежде. Но превращение Балкан в кровавую баню быстро развеяло это волшебство.

Из частей бывшей Югославии сначала в бой вступили Словения, Хорватия, Сербия, но эти конфликты были относительно быстро подавлены. Главный конфликт вспыхнул в Боснии и Герцеговине, которую пытались поделить три разные этнорелигиозные группы. Проживающие в стране сербы, исповедующие православие, хорваты-католики и боснийцы-мусульмане вступили в гражданскую войну. Сараево, который, несмотря на трехлетнюю осаду, все же выстоял, стал символом боснийского сопротивления.

В ходе гражданской войны, в которой региональные силы с разными ожиданиями поддерживали те или иные группы, влиятельные европейские силы поначалу ухватились за риторику «это наш континент, и мы позаботимся о нем». Однако они не только не остановили эту войну, но и не сумели предотвратить ее перерастание в геноцид. В конечном счете за дело взялись США, и после серии бомбардировок НАТО конфликты были подавлены, а сторонам навязали Дейтонское соглашение (1995). В это время под военным надзором НАТО и при политическом контроле со стороны ООН в стране создали конституцию, Босния и Герцеговина стала федеративной республикой. Новая конституция сформировала смешанную политико-административную систему, аналогов которой практически нет в мире. На самом деле в стране недовольны этой системой. Но под давлением международного сообщества правила игры продолжают соблюдать и сегодня.

Между тем стоит напомнить, что на Боснии и Герцеговине войны в Югославии не прекратились, и конфликты сместились на юг. Война, которая перекинулась на Косово, завершилась в 1999 году (снова вмешательством НАТО), и этот автономный, ранее относившийся к Сербии регион встал на путь к независимости. За Косовом, в начале 2000-х годов, последовал конфликт в Македонии, но здесь проблему уладили сравнительно быстро.

Вот на каком фоне, спустя 20 лет после окончания гражданской войны, Босния и Герцеговина принимала Папу Римского. Сразу же после тех трагических событий Сараево посетил понтифик Иоанн Павел II, но раны были еще слишком свежи, и данный визит был в большей мере понят как жест в отношении хорватов. Папа Франциск же особо подчеркнул, что его визит, организованный под лозунгом «Mir Vama!» («Мир вам!»), нацелен на укрепление диалога между религиями и мазхабами. Поэтому программа визита, что демонстрирует дипломатический талант Ватикана, была составлена чрезвычайно взвешенно.

Хотя сейчас обстановка выглядит спокойной, напряженность между народами бывшей Югославии по-прежнему существует, ее просто подавили. В этих условиях важно помнить, что малейшей искры может быть достаточно, чтобы все началось заново, и делать все возможное, чтобы не допустить катастрофы. Возможно, своими впечатлениями от визита и предложениями по этому вопросу Папа Франциск поделится с президентом России Владимиром Путиным, который 10 июня посетит Ватикан.