Если раньше Россия и Катар не волновались из-за возможной отмены Чемпионата Мира (ЧМ) по футболу в их странах, сейчас самое время забить в набат. Страны-хозяйки предстоящих ЧМ по футболу 2018 и 2022 рискуют потерять привилегию на проведение самого знаменитого футбольного соревнования в мире.
Ни Москва, ни Доха не были рады услышать заявление председателя комиссии по аудиту и соблюдению правил Международной федерации футбола (ФИФА) Доменико Скала (Domenico Scala), который объявил, что результаты голосований могут быть признаны недействительными, если будут найдены доказательства о подкупе голосов.
Обвинения ФИФА в коррупции — дело не новое, однако майские аресты нескольких высокопоставленных чиновников федерации и расследование о предполагаемых взятках и откатов на сумму более 150 миллионов долларов возобновили горячие споры о том, стоит ли аннулировать соревнования 2018 и 2022 годов.
Есть основания полагать, что лишение России или Катара прав проведения ЧМ по футболу, которые досталось им в декабре 2010 года, приведет к серьезным последствиям.
Обе страны усиленно готовятся к проведению мероприятия длиною в месяц, они уже заключили контракты на миллиарды долларов о постройке таких важных инфраструктурных объектов, как дороги, шоссе, стадионы и порты.
По подсчетам российского правительства, проведение ЧМ по футболу обойдется стране в 12,5 миллиардов долларов, часть которых идет из государственного бюджета.
Честно говоря, практически невозможно найти кого-то, кто захочет занять место России и провести чемпионат, запланированный на июнь 2018 года, у себя.
Что же касается Катара, то для такого богатого государства Персидского залива лишение права проводить ЧМ скорее бьет по репутации, нежели по бюджету. Ведь эта богатая нефтью страна в любом случае потратила бы большие средства на строительство инфраструктуры. К тому же она стремится играть лидирующую роль на Ближнем Востоке.
Судя по последним данным, Катар планирует потратить на подготовку 65 миллиардов долларов. Деньги пойдут на постройку стадионов, новой железной дороги, метро, а также 140 новых отелей.
Если Катару не удастся провести мундиаль, это станет серьезным ударом по его репутации, а также по чувствам местных инвесторов. С другой стороны, до ЧМ в Катаре — еще семь лет. ФИФА еще сможет найти подходящую замену, а у новой страны-хозяйки будет время подготовиться с нуля к соревнованиям — время, однако, все же небольшое.
Необходимо, конечно же, учитывать моральные и этические проблемы. Если будет доказано, что голоса за ЧМ 2018 и ЧМ 2022 были куплены, у стран есть полное право потребовать повторное голосование, чтобы все было как можно более открыто и прозрачно.
Пока весьма вероятно, что Россию и Катар действительно признают виновными в каком-нибудь проступке, связанным с процессом выбора стран-хозяек Куба мира ФИФА. Однако не стоит забывать, что основная вина лежит на самой федерации, раз она допустила возможность коррупции в рамках организации.
Возможно, лишать страны права на проведение мундиаля было бы слишком жестоким наказанием, так как они просто пользовались темы рычагами системы, которые существовали на протяжении десятилетий. Россия и Катар никогда еще не проводили у себя ЧМ по футболу, и было бы нечестно наказывать невиновных фанатов, которые всю свою жизнь ждали возможности посмотреть соревнования в родной стране.
Независимо от того, какие подробности станут известны в ближайшее время, совершенно ясно, что в ФИФА сейчас царит хаос. Штаб-квартира федерации в Цюрихе осталась без хозяина: Зепп Блаттер (Sepp Blatter) на прошлой неделе объявил о своей отставке, хотя за несколько дней до этого его переизбрали на пятый срок.
Новому президенту, кем бы он ни был, достанется незавидная ноша. Его кандидатуру должны избрать на специальном собрании и выборах, которые могут пройти в период с декабря этого года по март следующего.
Реформы ФИФА — это медленный процесс, но все должно быть сделано правильно, вне зависимости от того, сколько на это потребуется времени. А кардинальные решения, как, например, лишение России и Катара права на проведения ЧМ по футболу, станут лишь огромным шагом назад.