«Сюрприз, сюрприз, сюрприз», — такими словами определяет эксперт научного центра имени Даяна Эйтан Коэн результаты парламентских выборов в Турции. Главной темой выборов, из-за которой турецкие граждане пошли к избирательным урнам, напоминает Коэн, был вопрос: какая система правления предпочтительнее — парламентская или президентская.
Для Эрдогана нынешние выборы были возможностью достичь абсолютного парламентского большинства, что позволило бы его партии произвести необходимые изменения системы правления в конституции посредством всенародного референдума.
На первый взгляд, наиболее ярким моментом выборов стало преодоление электорального барьера курдской партией NDP, получившей 13 процентов голосов турецких избирателей. На три процента больше цифры электорального барьера. В сложившейся ситуации у Партии справедливости и развития Эрдогана нет большинства в парламенте. Теперь ей придется искать коалиционных партнеров в парламенте, чтобы сформировать правительство. Станет ли таким партнером партия курдов? До недавнего времени многие представители курдского меньшинства в Турции голосовали за партию власти. Однако курдская партия, которую еще совсем недавно мало кто брал в расчет, является новым явлением в турецкой политике. Никто не знает, как поведет себя NDP.
Результаты выборов свидетельствуют о том, что многие турецкие избиратели (женщины, молодежь, секулярные граждане) действовали прагматично и проголосовали за курдскую партию, исходя из тактических соображений. Целью было не допустить получения Эрдоганом парламентского большинства, что позволило бы ему перестроить конституцию под свои нужды. Глава курдской партии Селахаттин Демирташ уже заявил, что выборы «положили конец попыткам изменить систему правления в Турции и превратить ее в диктатуру». Демирташ также подчеркнул (и это действительно важно), что его партия «не забудет о тех гражданах, которые отдали ей свои голоса, хоть и не являются курдами».
Таким образом, результаты выборов — это лишь первый сюрприз. По мнению Эйтана Коэна, в ближайшем будущем нас ожидает еще немало подобных сюрпризов. Ходят слухи, что партия Эрдогана намерена предложить курдам автономию на юго-востоке страны в обмен участие партии NDP в правительственной коалиции.
Однако курдская история является лишь частью общей, меняющейся картины турецкой политической реальности. Коэн утверждает, что партия Эрдогана потеряла голоса не только в пользу NDP, но и в пользу национальной турецкой партии MNP, которая увеличила свое представительство в парламенте на 33 процента. Суть этих изменений заключается в том, что сторонникам националистической линии в турецком обществе надоела модель, предлагаемая Эрдоганом. Националисты также опасаются чрезмерной концентрации власти в одних руках и превращения Эрдогана в турецкого Путина. Националистическая партия, которая всегда считалась естественным партнером Партии справедливости и развития, отказывается участвовать в правительстве Эрдогана.