— Ожидается встреча Пан Ги Муна с президентом Бердымухамедовым. Какие вопросы из области прав человека вы хотели, чтобы на ней были затронуты?
— К сожалению, нынешнее, уже, по моему, второе за последнее время турне Генерального секретаря ООН по Центральной Азии, приходится на тот момент, когда ситуации с правами человека в этом регионе заметно ухудшается. Мы говорим об этом, исходя из той информации, которая оттуда поступает. В частности, только что нам стало известно, что власти Туркмении путем угроз и шантажа вынудили одного из ваших корреспондентов прекратить свою работу на радио.
Следует также сказать и о том, что за последние месяцы тысячи граждан Туркмении были выселены из своих домов. Одним сказали, что у них якобы нет соответствующих документов на проживание в этих домах, другим указали на то, что они нарушили правила застройки. Так или иначе, но многие из этих людей остались без крыши над головой, им сегодня негде жить и некуда идти.
Кроме этого, в Ашхабаде и в других городах Туркмении идет кампания по демонтажу и съему с фасадов и крыш домов личных спутниковых антенн. Граждане лишаются не только своей собственности, но и доступа к получению информации.
Все это происходит накануне визита в Туркмению Генсека ООН, в преддверии организации диалога по правам человека в формате «ООН-Туркмениz». Поэтому я очень надеюсь, что все эти и другие вопросы будут подняты в ходе встречи Пан Ги Муна с президентом Бердымухамедовым. Более того, мы бы хотели, чтобы в ходе предстоящей встречи поднимались не общие вопросы о проведении реформы в области прав человека, а были рассмотрены конкретные проблемы, в решении которых прямое и непосредственное участие самого президента Туркменистана помогло бы улучшить ситуацию и положительно бы отразилось на судьбах людей.
— Не так давно Amnesty International выступила с призывом принять безотлагательные меры по делу осужденного на длительный срок Мансура Мингелова. Имеется ли у вас дополнительная информация о развитии событий?
— Мы продолжаем пристально следить за этим делом и вместе с представителями Мингелова предпринимаем различные шаги. Однако сейчас я ничего не могу сказать о том, что сделано в этом отношении, считаю, что пока рано давать какие-то пояснения. Тем не менее дело у нас на контроле. Считаем, что тема Мансура Мингелова должна быть затронута в ходе визита в Туркмению Генерального секретаря ООН, так как речь идет о судьбе активиста, представляющего этническое меньшинство в Туркмении. Поднимать эту тему весьма сложно, ибо Мингелов, судя по материалам дела, понес наказание за то, что представлял этническую группу.
— Как вы оцениваете нынешнее состояние и тенденцию с правами человека в Туркмении? В каком направлении идет страна?
— Понять все это весьма сложно. Я знаю, что Пан Ги Мун приезжает в Туркмению, чтобы обсудить не только вопросы прав человека, но и такие важные для Туркмении проблемы, как изменение климата, устойчивое развитие и другие. За последние годы в стране произошло много событий, в частности, приход к власти нового президента. Однако здесь, как и прежде, нет условий для спора, полемики, чтобы выработать и, самое главное, внедрить в жизнь иной политический курс правительства.
Без предоставления населению основных гражданских свобод, простора для реализации гражданами своих конституционных прав трудно, невозможно добиться какого-либо продвижения вперед и в таких сферах, как устойчивое развитие, изменение климата, возможности ведения бизнеса и т.д. В Туркмении пространство прав и свобод граждан все более сужается. Люди не могут принять участие в выработке государственной политики, они лишены возможности высказать свое мнение по данным вопросам. Здесь все боятся наказания, люди не смеют говорить о том, что проводимая политика не работает. Поэтому ситуация с правами человека в Туркменистане и со стандартами жизни далеко не радужная…
(Публикуется с небольшими сокращениями).