Интернаты для инвалидов опасны для жизни. Об этом заявили участники одной из тематических дискуссий в рамках Конференции по правам инвалидов. Она проходит сейчас в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке.
В специализированных учреждениях, где проживают люди с ограниченными возможностями, происходят чудовищные вещи. Людей содержат в нечеловеческих условиях, с ними жестоко обращаются, насилуют, лишают самого необходимого. Причем, подобная ситуация существует во многих странах мира. И Украина — не исключение. Подробнее о нарушениях прав инвалидов в украинских интернатах Людмиле Благонравовой рассказала Галина Курило из некоммерческой организации «Disability Rights international».
— Люди живут по 12 человек в комнате, кровати расположены очень близко друг к другу. У них нет собственного пространства. Они подвергаются риску насилия — как физического, сексуального, так и психологического. Мы были более чем в 35 разных учреждениях. Это и психиатрические больницы, и психоневрологические интернаты, и дома-интернаты для детей. И все они одинаковые в том, что это закрытые учреждения, и в каждом из них больше ста мест, много персонала, но только 15% из них напрямую ухаживают за больными. Мы платим налоги, чтобы содержать эти учреждения, и мы надеемся, что люди там получают 24-часовой уход, но этого не происходит.
Иногда происходит не только сексуальное насилие персонала над пациентами, но и пациентов над пациентами. 200 мужчин закрывают в одном учреждении, и они проводят там день за днем как в тюрьме, у них начинаются аналогичные процессы. Нам рассказывали, что те пациенты, которые смогли выйти и которые подвергались насилию, когда были мальчиками, они вырастали и насиловали других. Если говорить об учреждениях смешанного типа, женщины беременеют, им делают аборты или стерилизуют.
Что очень плохо в Украине — это то, что наши учреждения выглядят очень хорошо снаружи. Если зайти туда с камерой, мы не увидим страшных картин, там никто не будет ходить голый, все стены и потолки будут покрашены, и внешне все выглядит неплохо. Потому что за счет международных доноров и индивидуальных доноров, были отстроены полностью самые ужасные места — как, например, Турьи Реметы. Это интернат на территории бывшего концлагеря. Сейчас там мужской психоневрологический интернат. Там помогало Посольство Нидерландов для того, чтобы у них были окна и отопление. Но это не решает проблему того, что там происходит.
— То есть, по сути, там все равно происходят ужасные вещи?
— Да. Но всегда, когда есть закрытые двери, и туда нельзя проникнуть ни общественным организациям, ни журналистам…
— Но вы же смогли туда попасть?
— В некоторые смогли, в некоторые — нет. Например, в Турьи Реметы мы не смогли попасть. Нас просто не пустили. В Торезе нас тоже не пустили, и на то были причины. Там умирали дети от недоедания. Не потому что их не кормили, а потому что для того, чтобы накормить ребенка с очень сложной инвалидностью — его надо посадить в правильную позицию, ребенка нужно обнимать, к нему нужно прикасаться. Необходимы правильные ложки, правильная еда. И поэтому у них дети умирали в возрасте 20 лет с весом в восемь килограммов.