Поскольку политические отношения между Россией и Западом ухудшились в связи с кризисом в Украине, некоторые пытаются заполнить вакуум более активным культурным сотрудничеством. Взять, хотя бы, историю Теодора Курентзиса. Дирижер, родившийся в Греции и живущий в России с 90-х годов, возглавляет международную труппу в театре оперы и балета в Перми. Сейчас коллектив под его руководством работает над записью оперы Моцарта, пытаясь достичь совершенства.
Теодор Курентзис не вписывается в обычные рамки современного исполнителя классической музыки.
42-летний дирижер приехал из Греции в Россию в середине 90-х годов. Тесным костюмам он предпочитает джинсы и армейские ботинки.
Поэтому, наверное, неудивительно, что знаменитым оперным театрам Москвы и Петербурга Курентзис предпочел Пермь — город в предгорьях Урала, известный больше советскими тюремными лагерями, чем устремленными ввысь ораториями.
«Это как монастырь… Пермь для меня — место, где я могу изолировать себя от той части карьеры, которая не имеет для меня значения, и создать то самое важное, что я могу создать, как артист».
Известность Курентзис получил, записав для Sony Classical цикл опер, написанных Моцартом вместе с либреттистом Лоренцо Да Понте.
Курентзис говорит, что эти его записи спасли работы от искаженных интерпретаций, лишающих музыку Моцарта ее утонченности, страсти и мощи… и превращающих музыку одного из величайших композиторов всех времен в прилизанный фон для торговых и бизнес-центров.
«В чем наша миссия? Делать музыку для ресторана или ванной? Или служить композитору? А сделать это, действительно, очень трудно. И я могу вам сказать, что в обычных записях они идут на компромиссы».
Sony назвала записанные в Перми работы Моцарта «бескомпромиссными», на которые не пожалели ни времени, ни денег. И убедиться в этом можно было осенью прошлого года, когда в Пермском театре оперы и балета собрался международный коллектив музыкантов, чтобы записать оперу «Дон Джованни».
Сессии продолжались десять, двенадцать, четырнадцать часов, а то и больше… дубль за дублем…
Сопрано из Канады Карина Говен говорит, что нагрузку выдержать удалось, но трудно было привыкнуть к работе до поздней ночи.
«… я спала до 11 утра. Дома я никогда так поздно не встаю… В Перми у меня был такой ночной что-ли, образ жизни».
Но не все относились к этому столь же беспечно…
«То, что мы делаем, — это ненормально».
Курентзис заставил немецкую певицу Симон Кермес, исполнявшую Донну Анну, сделать более пятидесяти попыток, прежде чем удалось удачно записать короткий пассаж из ее арии.
«Конечно, Моцарта трудно записывать, а то, чего хочет Теодор, — на это человек просто не способен, если он не компьютер какой-нибудь. Никакого уважения к певцам».
В 2010 году, когда Курентзис приехал в Пермь, он договорился с либеральным губернатором региона, пообещав ему помочь превратить Пермь в «уральский Зальцбург».
Однако такое видение Перми все больше и больше контрастирует с консервативной политикой сегодняшнего дня.
Уж нет в Перми того либерального губернатора. Уволен Владимиром Путиным. Местные бюрократы грозят сокращениями и пытаются указывать Курентзису, что ставить.
В прошлом году Министерство культуры даже опубликовало официальный политический документ, в котором говорится, что «Россия — не Европа» — утверждение, с которым Курентзис, в прошлом году принявший российское гражданство, категорически не согласен.
«Я не думаю, что есть какая-то страна, которая может существовать без Востока и влиять на Запад. Это один мир с одним электричеством».
И пока труппа известных музыкантов со всего мира стремится к совершенству в одном из мест, где этого меньше всего ожидаешь, может быть, это такая мечта, к которой стоит стремиться…
… причем неважно, сколько для этого потребуется дублей.