В Украине набирает обороты процесс декоммунизации. До конца осени должны быть переименованы города, поселки, улицы и площади, имеющие отношение к советской истории. Для украинских властей этот процесс может иметь негативные последствия, поскольку, как считают эксперты, будет использован на предстоящих местных выборах оппозицией. А ее избиратели — это преимущественно люди пожилого возраста, ностальгирующие по советскому прошлому.
С 21 мая в Украине официально запрещена советская символика. Местные власти приступили к кампании по переименованию улиц, районов, станций метро. Кроме того, из общественных мест должны исчезнуть советские символы и памятники коммунистическим деятелям. Компания проходит не гладко и уже осенью может сказаться на результатах местных выборов.
Как известно, 9 апреля Верховная Рада проголосовала за закон «Об осуждении коммунистического и национал-социалистического (нацистского) тоталитарного режимов и запрете пропаганды их символики». Его авторы, в частности, Юрий Луценко, Олег Ляшко и Юрий-Богдан Шухевич считают, что этот документ позволит «устранить угрозу суверенитету, территориальной целостности и национальной безопасности Украины, укрепить дух и мораль украинской нации».
Уже через неделю после принятия закона депутаты приняли поправки, смягчающие его нормы. Так, запрет не распространяется на документы госорганов, принятых или изданных до 1991 года и на награды времен СССР. Депутаты сняли табу с использования советских символов в надгробных сооружениях, почетных захоронениях, в экспозициях музеев, тематических выставок, библиотек и произведений искусства. 15 мая глава государства Петр Порошенко подписал этот закон.
Согласно документу, если через полгода местные власти не переименуют улицы, этим займется Верховная Рада. Политики проголосуют за новые названия, однако все остальные обязанности останутся за местными советами. Кроме того, введена уголовная ответственность за пропаганду коммунизма и нацизма — за изготовление, распространение и публичное использование советских и соответственно нацистских символов предусмотрено до 5 лет тюрьмы.
В МВД Украины пока не знают, когда будут задерживать людей, имеющих запрещенную символику, прямо на улице. Применение закона на практике еще должно прописать Министерство юстиции Украины.
До 21 ноября, через почти месяц после проведения местных выборов, власти должны поменять или вернуть исторические названия 22 городам и 44 поселкам городского типа, изменить названия улиц, площадей, географических объектов, которые имеют отношение к советскому прошлому. Исключения составят названия, связанные с выдающимися советскими деятелями украинской науки и культуры, а также с движением сопротивления и изгнанием нацистских оккупантов с территории Украины. Закон о декоммунизации, как заявил вице-премьер и министр культуры Украины Вячеслав Кириленко, не касается памятников, связанных со Второй мировой войной. Обойдется масштабное переименование в астрономическую сумму. Чиновники называют разные цифры: от 5 до 20 млрд гривен (в пересчете по нынешнему курсу от 240 млн до почти 1 млрд долларов).
Руководитель центра «Третий сектор» Андрей Золотарев, комментируя процесс декоммунизации в Украине, цитирует императора Священной Римской империи, испанского короля Карла V, который в ответ на предложение герцога Альбы выкопать и сжечь останки вождя Реформации Мартина Лютера, заявил: «Я воюю с живыми, а не с мертвыми». Андрей Золотарев:
«Власть, которая ничего не может дать живым, начинает воевать с мертвыми и с прошлым. Почти 25 лет — это достаточный срок, чтобы мы могли говорить о том, что призрак коммунизма не бродит по просторам Украины. Для нынешней украинской власти, я считаю, большую угрозу представляет олигархический популизм в исполнении Игоря Коломойского. Он может собрать Майдан, в отличие от всех левых и "Оппозиционного блока". Очевидно, что красный флаг и борьба с красными была вытащена одновременно с разразившимся коррупционным скандалом в правительстве, информацией о хищении 7 млрд гривен (более 300 млн долларов по нынешнему курсу) кабинетом Арсения Яценюка. То есть власти классически перебивают тему. Кроме того, есть еще группа профессиональных патриотов, и тут, как говорится, сошлись интересы мерзавцев и идеалистов. Как результат, в Днепропетровске 70% населения против переименования города. Понятно, что этот вопрос не является жизненно важным, но это маркер "свой — чужой". И таким образом, власть способствует росту оппозиционных настроений — одним махом, только в Днепропетровске сразу 70%. В то время когда власти нам постоянно твердят, что ни на что нет денег, оказывается, на переименования деньги есть. В стране, которая находится в преддефолтном состоянии, это самая своевременная задача? Решать нужно проблемы реальные, а не мнимые. А это логика — свалим памятник Ленину и заживем, — очевидно, украинские националисты думают, что под памятниками коммунистическому вождю находятся какие-то порталы, которые перенесут их в Европу, в Женеву, в Париж. Поэтому у меня такое критическое отношение к декоммунизации. Понятно, что в Днепропетровске эта тема станет одной из главных на выборах, и понятно, кто будет играть с этой темой».
В комиссии Днепропетровского горсовета по переименованию, учитывая последние соцопросы, предлагают оставить городу прежнее название, наполнив его новым смыслом, например, дать второй части новую трактовку: «Петрос» — камень, Днепропетровск — город, построенный на камне. Как говорят в комиссии, немало горожан выступают и за короткое название — «Днепр», но окончательно этот вопрос местные власти хотят решить на референдуме. Комиссия по декоммунизации Днепропетровска составила список из 76 улиц, которым придется расстаться с бывшим названием. Один из первых в списке — Дзержинский. В Днепропетровске в его честь названы улица и площадь. За ним — Ленин (улица и сквер), Киров, Калинин, Свердлов, Косиор и Постышев. Историки выступают за возвращение старых названий. К примеру, площади Жовтневой (Октябрьской) вернут название Соборной, а улице Ленина — Воскресенская. Горожане тоже подключились к мозговому штурму. Предлагают давать названия без привязки к историческим событиям и личностям — Абрикосовая, Тенистая.
Некоторые украинские политологи полагают, что закон о декоммунизации вызовет рост напряжения в обществе и недовольства властью, но не подписать его Порошенко не мог, его бы тут же обвинили в предательстве идей революции. По мнению главы правления Института украинской политики Костя Бондаренко, из-за этого закона власти получат серьезный урок на будущих выборах, поскольку они бросили вызов целому поколению, которому больше 45. Впрочем, директор консалтинговой компании Berta Сommunications Тарас Березовец называет принятие этого закона оправданным и своевременным:
«Это в любом случае ломка психологии общества, потому что большинство украинских граждан родились в Советском Союзе, и у них сохраняется некая симпатия в отношении этой страны. Хотя в целом люди признают, что это было тоталитарное государство, но так как там прошло их детство, молодость, то человек склонен идеализировать свое прошлое. При этом я признаю риски в отношении того, что этот закон усилит напряженность в отдельных регионах на востоке и юге страны, но не подписать этот закон президент права не имел. Это тот случай, когда активное меньшинство должно навязывать свою волю большинству. Я уверен, что процесс избавления от советского прошлого не будет простым, не будет быстрым, но это та болезненная ломка, которую украинскому обществу необходимо пройти, и чем раньше, тем лучше».
Дальше других в избавлении от символов тоталитарного режима пошли во Львове. Еще в 90-х годах прошлого века здесь почти полностью избавились от советских названий и снесли памятники коммунистическим вождям. После вступления в силу закона о декоммунизации по инициативе националистов местные депутаты включили в список для демонтажа Холм Славы и Марсово поле с захоронениями воинов Второй мировой и даже памятник первой женщине-космонавту Валентине Терешковой. Мэр Львова Андрей Садовой пообещал, что решение, сносить или не сносить наследие советского периода, будет принято только после общественных слушаний.
В Харькове под декоммунизацию попадают более 200 улиц и 7 районов. Сразу после подписания закона с парадного входа в горисполком Харькова сняли ордена — Октябрьской революции и Ленина. С символами управились быстро, но смена вывесок может растянуться на долгие месяцы. Первая столица советской Украины буквально наводнена названиями тоталитарной эпохи. У чиновников есть меньше чем полгода, чтобы выполнить закон о борьбе с коммунистическими символами. Спорные топонимы связаны с маршалами — Жуковым, Коневым, Малиновским, эти полководцы имели партийные должности.
Как и в каждом украинском городе, в Полтаве сотни символов советской эпохи. Звезды, гербы, серпы и молоты на зданиях, названия улиц. Но на последней сессии горсовета мэр Полтавы Александр Мамай дал понять, что закон ему не указ. «Закон о декоммунизации — это ошибка Верховной Рады, ошибка власти. Если деньги на переименование улиц действительно будут, то, я думаю, новый мэр и новый горсовет (выборы в местные советы в октябре 2015 года) и будут принимать решение. Сегодня я как мэр Полтавы названия улиц менять не собираюсь», — заявил рассчитывающий остаться в своем кресле после выборов полтавский градоначальник.
Лидером по темпам избавления от советских символов и названий, безусловно, стал Киев. Еще до принятия закона о декоммунизации исторические названия вернулись улицам: Бульварно-Кудрявская (бывшая Воровского), Назаровская (Ветрова), Деловая (Дмитрова), Преображенская (Ивана Клименко), Левандовская (Антищенко), Антоновича (Горького). Переулок Чекистов теперь носит имя кошевого атамана Запорожской Сечи Костя Гордиенко, площадь Фрунзе стала Петропавловской. Сейчас в списке на переименование значатся еще 122 улицы. В мае Киевсовет принял решение о замене на зданиях и сооружениях города, а также в метро коммунистической символики.
Примерно в это же время в столичных супермаркетах исчезли майонез «Советский провансаль» и «Советское шампанское». А на этой неделе в соцсетях стали появляться фото, на которых запечатлены стены школы № 141 на киевской Русановке, с которых рабочие сбивают старую советскую мозаику. С панели исчезают шагающие в ряд пионеры в красных пилотках и с горнами наперевес. Подписи в соцсетях соответствующие: мол, полюбуйтесь, вот она — декоммунизация в чистом виде! Однако власти уверяют: политика тут ни при чем, учебное заведение ремонтируют перед перепрофилированием его в лицей, а стены просто укрепляют. И поскольку старая мозаика мешает, вот ее и сбивают.
О том, как процесс декомунизации проходит в Киеве, рассказывает руководитель аналитико-исследовательского центра «Институт города» Александр Сергиенко:
«Нормально проходит этот процесс. Нет такого огульного — снести все, оторвать все советское. Создана комиссия, которая рассматривает все спорные объекты. Например, на бывшей станции метро "Большевик" (сейчас называется станция "Шулявская") есть кафельное панно, и оно представляет историческую ценность. И эта комиссия приняла решение не снимать это панно, хотя там элементы советской символики присутствуют. В Киеве огромное количество фонарных столбов с чугунным декором, один из элементов которого звездочка. По моему мнению, этот декор не несет пропагандистской нагрузки советского режима, поэтому его можно было бы оставить до следующего капитального ремонта. Есть у нас и мост Патона через Днепр, который также украшен звездочками. Что будут делать с этой и другой символикой на всех объектах, решит комиссия. Еще остались у нас и памятники советским руководителям, которые угнетали наш народ. В отношении этих памятников, которые размещены, в основном, на территориях заводов и предприятий, мнение абсолютно однозначное: все они должны быть снесены».
Уже привычным стал в Украине массовый демонтаж памятников. Так, недавно в Киеве за одну ночь снесли сразу три памятника советским деятелям. В ближайшее время Киевсовет определится, куда транспортировать такие монументы. Столичные власти рассматривают вопрос о создании парка-музея тоталитарного режима на территории «Экспоцентра-Украина». Александр Сергиенко продолжает:
«Нужно их не просто уничтожить, а свезти и сделать из них экспозицию, из вот этого скопища каменных монстров. Монстров, которые производят гнетущее впечатление, и это должна видеть наша молодежь — новое поколение. Такое не должно повториться».
Между тем, депутаты Верховной Рады от «Оппозиционного блока» обратились в Конституционный суд по поводу соответствия Конституции закона о декоммунизации. Пока судьи КС раздумывают над тем, принимать ли к рассмотрению эту жалобу оппозиционеров, декоммунизация в стране набирает обороты.