Heute.de: Министры иностранных дел ЕС планируют сегодня продлить экономические санкции против России. С Вашей точки зрения, это правильный сигнал для Москвы?
Вольфганг Ишингер: В связи с продолжающейся российской поддержкой военных действий сепаратистов на востоке Украины у ЕС не остается другого выбора. Любые другие шаги стали бы сигналом к тому, чтобы оставить Украину в одиночестве, и сигналом к уступкам по отношению к России. Вместе с тем, не следует ожидать, что Запад при помощи санкций кардинально изменит отношение России к конфликту.
— Что тогда будет играть решающую роль?
— Решающим в попытке урегулировать конфликт будет то, сумеет ли Запад спасти Украину от банкротства и политического распада. Мы должны сконцентрироваться на этой задаче. Это непопулярная задача, потому что у нас еще есть греческая проблема, но другого выбора у нас нет.
— Спасение Греции грозит провалом. Спасение Украины — еще более трудная задача...
— Это так, но мы должны это сделать. Рухнувшее государство с населением 45 миллионов человек в центре Европы — ужасная альтернатива. Финансовые последствия краха будут намного более серьезными, чем расходы на то, чтобы заново отстроить Украину. У нас должно получиться восстановить доверие инвесторов.
— Инвесторам необходима уверенность. На востоке Украины вновь возобновились бои.
— Конечно, это неутешительно. Но нам нельзя забывать о том, что зона конфликта составляет только небольшую часть большой страны. На большей территории Украины боевые действия не ведутся. Страна может многое. Мы должны ей помочь это доказать.
— Без России не будет мира. Но вместо диалога мы вновь наблюдаем вербальные столкновения между Россией и Западом. Какой выход Вы видите?
— Сначала необходимо прекратить игру мускулов с обеих сторон. Например, нельзя допускать, чтобы российские самолеты без ретрансляторов летали над густонаселенными районами Европы, то есть без фиксации радарами. Это подвергает угрозе гражданскую авиацию и абсолютно ненужно. Мы не должны также забывать о том, что у обеих сторон есть ядерное оружие с короткими временными отрезками предупреждения, как во времена холодной войны. Любое недопонимание может привести к эскалации. Сейчас необходимо идти навстречу друг другу.
— Сейчас многие скорее боятся столкновения. По сообщениям СМИ, США планируют разместить в Центральной и Восточной Европе до 5000 солдат. Россия заявила, что поставит на вооружение более 40 новых межконтинентальных ракет.
— Минутку, здесь нужно разобраться с фактами. Россия на протяжении более года поставляет тяжелое оружие на территорию суверенного государства — против его воли. США сейчас заявили, что они на территории своих стран-партнеров — по их желанию — возможно, будут размещать вооружение. Но решение еще не принято. Абсолютно неверно расценивать американские планы как шаги к эскалации.
— А что Вы в них видите?
— Я не вижу нарушений договора Россия — НАТО, который запрещает размещение больших группировок войск НАТО на территории молодых стран-членов альянса. Но на заявление России тоже не нужно реагировать с пеной у рта. Москва не нарушает соглашения о контроле над вооружениями с Вашингтоном. И США модернизировали арсенал ядерных сил. Но общий посыл такой — мы должны разоружаться — содержательно и вербально.
— ЕС предпринимает достаточно мер для дипломатического решения украинского конфликта?
— ЕС убеждает украинское правительство в необходимости придерживаться плана отвода вооружений, несмотря на нарушения Минских соглашений. Но это трудная миссия, поскольку как Киев, так и сепаратисты не верят в мир.