Поездка министра иностранных дел Франции Лорана Фабиуса на Ближний Восток была изначально обречена на провал или, по меньшей мере, отсутствие хоть сколько-нибудь ощутимых результатов. Потому что Франция представила Израилю своеобразный ультиматум, предупредив, что если палестино-израильские переговоры не дадут результатов за один или полтора года, ООН признает Палестину независимым государством в границах 1967 года. Но сделать подобное заявление означает поставить предварительные условия, даже не оценив возможности проведения таких переговоров.
Возникает тут и следующий вопрос: с чего это вдруг Фабиус говорит от имени ООН? Переговоры ведутся уже 40 лет, но до сих пор не принесли плодов, даже по недавней инициативе под эгидой США. Как у Фабиуса могло получиться то, что не удалось Керри? Поддержанный Францией в Совбезе проект резолюции предполагал подписание мирного договора в течение 12 месяцев и вывод израильских войск со спорных территорий до конца 2017 года (иллюзия чистой воды). Как бы то ни было, он провалился, потому что некоторые члены, в том числе и США, проголосовали против.
Заранее зная позицию Парижа, израильский премьер Нетаньяху заявил накануне поездки, что «Израиль не примет никаких попыток навязать нам свою волю, не предлагая конкретных решений».
Другими словами, ничего нового. Как бы то ни было, прибыв в Иерусалим после Каира, Аммана и Рамаллы, Фабиус несколько смягчил тон, и обе стороны соблюли дипломатические манеры. Лицо и честь удалось спасти. Однако о хоть каких-то подвижках для МИДа говорить не приходится.
Уточню, что я имею в виду именно МИД, а не президента или правительство, которые обычно не комментируют его инициативы и вовсе не обязательно их поддерживают. По сути, французский МИД уже который год не пользуется любовью в Израиле. Не так давно там еще звучала формулировка «Франция — мусульманская держава» в связи с неоднократными проарабскими заявлениями Парижа.
Единственное исключение было в 1950-х годах, когда МИД возглавлял Кристиан Пино (Christian Pineau), а кабинет министров — Ги Молле (Guy Mollet). Это вылилось в военное сотрудничество во время суэцкого кризиса в 1956 году.
Короче говоря, это всего лишь еще один дипломатический визит, который не оставит никаких следов в анналах истории. В любом случае, позиция ведущих свою игру политиков кардинально отличается от явного безразличия общественности, у которой хватает других проблем: экономические трудности некоторых слоев общества, этнические конфликты, культурные и идеологические споры, незащищенность. Так, по случаю начала рамадана двое молодых палестинцев устроили два теракта за два дня: один человек погиб и двое получили ранения. Таким образом, с начала года число терактов (с использованием автомобилей и холодного оружия) достигло 23 (трое погибших и 63 раненых). Спецслужбы не скрывают, что им сложно предугадать подобные акции, потому что они проводятся по личной инициативе, а вовсе не обязательно по указке ХАМАС или «Исламского джихада».
Но в этом, как и в поездке Лорана Фабиуса, нет ничего нового.