25-летня жительница Амстердама Зилла ван ден Борн (Zilla van den Born) объехала с рюкзаком Таиланд, Камбоджу и Лаос. Ее записи на странице в Facebook иллюстрируют это «путешествие жизни»: она ныряет в лазурную воду («изучение подводных красот Пхукета»), нежится на пляже, преклоняет колени в храме рядом с монахом («Таиланд — страна улыбок»), пробует экзотические блюда и покупает сувениры. Под каждой записью — масса «лайков»: «Отличное начало», «Вау!», «Отдохни», — пишут знакомые и родственники.
Никто даже не подозревал, что пять недель Зилла отдыхала не на пляжах Пхукета, а на диване в собственной квартире, и одновременно тщательно работала над мистификацией, обрабатывая фотографии в «фотошопе». В итоге она призналась сама, опубликовав фотографии с обработкой и до нее. На них видно, что Зилла ныряет вовсе не в океане, а в бассейне в подвале своего дома, и ест экзотические блюда на собственной кухне. Весь проект был курсовой студенческой работой. Родственники и знакомые Зиллы были поражены. Ведь они отвозили ее в аэропорт, разговаривали по Skype во время ее путешествия. Оказывается, все больше людей делают то же самое, что Зилла ван ден Борн, и вовсе не из научных побуждений. Зачем нам нужны такие мистификации?
Идеальное превращается в реальное
«Я сделала это, чтобы показать людям, как мы демонстрируем в социальных сетях фальшивый образ себя самих: мы создаем в интернете идеальный мир, у которого мало общего с реальностью. Я хотела доказать, каким легким и распространенным стало приукрашивание действительности. Мы знаем, что снимки фотомоделей ретушируют в "фотошопе", но забываем, что мы сами подделываем свой образ», — рассказывает ван дер Борн.
Сотрудник вроцлавского филиала Высшей школы социальной психологии Якуб Кусь (Jakub Kuś), психолог, занимающийся сферой новых технологий, не предпринимал таких же путешествий, как Зилла, однако он допускает, что такая возможность может выглядеть соблазнительной для многих пользователей современных интернет-сервисов. «Вся реальность в Facebook — это идеальное место для современного Никодима Дизмы (герой романа Тадеуша Доленги-Мостовича (Tadeusz Dołęga-Mostowicz), делающий головокружительную карьеру благодаря мистификации, — прим. перев.), потому что создать себя с нуля стало легко, как никогда прежде. Социолог Мануэль Кастельс (Manuel Castells) писал, что цифровая революция принесет более серьезные последствия, чем промышленная. Мы все реже встречаемся друг с другом, светская жизнь проходит в интернете, все сложнее становится проверить, происходило ли то, о чем мы там пишем, на самом деле.
Джозеф Уолтер (Joseph Walter), один из пионеров в исследовании интернета, говорил даже, что сеть может выступать протезом для действительности, позволяющим преодолеть личные ограничения. «В интернете человек выступает таким, каким он хочет быть, это выражение так называемого идеального "я", которое создает у аудитории впечатление, что это "я" реально. Интернет часто формирует такого рода иллюзии», — говорит Якуб Кусь. В создании образа важную роль играют фотографии. Половина опрошенных компанией ARC Rynek i Opinia заявили, что публикуют в социальных сетях свои снимки. Чаще всего респонденты делятся фотографиями на фоне красивых пейзажей. Но важно не только то, что мы фотографируем. «В Instagram мы можем наложить на фотографию фильтр, который придаст ей художественный оттенок. Это уже не простой снимок на мобильный телефон», — говорит психолог. А когда уже есть фотографии, к ним нужно добавить сувениры: предметы из разных уголков мира можно купить на интернет-аукционе. Для многих — это способ избежать позора перед друзьями.
Направление — садовый участок!
Анна, 34-летняя работница кадровой сферы, каждую зиму ездила вместе с семьей кататься на лыжах в Доломиты. «В январе резко вырос курс швейцарского франка (популярная в Польше валюта ипотечных кредитов, — прим. перев.), мы с мужем решили, что не можем позволить себе такую поездку, и отменили ее», — рассказывает Анна. Сослуживцы, привыкшие к ее ежегодным поездкам, спрашивали: «лыжи уже смазаны?» «Мне было стыдно признаться, что у нас нет денег на поездку, так что я взяла отпуск, в день отъезда отключила служебный телефон, а через несколько дней повесила в Facebook несколько прошлогодних фотографий. "Снег – супер, солнце греет, Бомбардино тоже", — написала я. Никто ничего не заметил, я получила столько же "лайков", сколько обычно, но избежала унижения», — рассказывает Анна. В похожей ситуации оказывается множество поляков. По данным статистического бюро Eurostat и компании Sedlak & Sedlak, больше половины польских семей не может позволить себе недельную турпоездку. Отпуск остается предметом роскоши, от которого мы отказываемся в кризис. Но это не значит, что мы так же легко готовы отказаться от похвальбы на его тему.
«Для представителей среднего класса интересная поездка в экзотическое место, как хорошо расположенный дом или соответствующего класса автомобиль, стали показателями престижа. Поскольку в этой группе наиболее силен страх оказаться за рамками своего класса, ее представителям приходится доказывать друг другу, что они остаются "в теме" и, например, ездить в модные места. Этот "fear of missing out" сильно подпитывают социальные порталы. Если мы отстаем от моды, нам становится не о чем разговаривать со знакомыми, что грозит социальным одиночеством. Ты не был на Бали? Все там были!» — рассказывает Якуб Кусь.
Сходное явление наблюдается и в других странах. Итальянцы, которые не могут позволить себе поехать в отпуск, делают вид, что отправились в турпоездку, а сами прячутся в собственном доме или у родственников. Бывает, что они устраивают представление, демонстративно выставляя чемоданы или загружая вещи в машину. «Если в прошлые годы поездку в отпуск инсценировало 5% итальянцев (которые боялись признаться, что у них мало денег), то теперь эта цифра выросла до 10-15%», — говорит представитель итальянской психологической ассоциации Антонио Лояконо (Antonio Loiacono).
В мнимый отпуск отправляется также немало австралийцев. Чаще всего они, как показал опрос с участием 1100 совершеннолетних австралийцев, проведенный порталом Hotels.com, «едут» в Сидней, на Бали или в Сингапур. 39% респондентов делают вид, что уезжает, чтобы не ходить на скучную семейную встречу или свадьбу не слишком любимых знакомых. Около 80% опрошенных ограничиваются рассказом о воображаемом отдыхе, но 20%, чтобы сделать его более достоверным, размещает отчеты в социальных сетях.
С нарциссом на лыжах
Исследуя пользователей социальных сетей, Якуб Кусь (Jakub Kuś) выделил несколько основных групп: одни только наблюдают, чтобы быть в курсе происходящего у знакомых, вторые ищут информацию, а третьи используют эти порталы как пространство для самопрезентации. «Именно у них самая сильная мотивация к тому, чтобы постоянно удивлять знакомых то полетом на дельталете, то экзотическим путешествием», — рассказывает психолог. Мы часто хотим повысить самооценку, особенно если наши фотографии получают множество «лайков». «К сожалению, от них легко возникает зависимость, поэтому чтобы получать новые, мы начинаем рисоваться еще сильнее».
«Постепенно самоконтроль снижается, за очередные "лайки" мы приоткрываем все больше свой личной сферы и можем дойти даже до обмана. Ставя самооценку в зависимость от "лайков", мы перестаем думать о том, что в нас на самом деле ценно и сосредотачиваемся на том, как оценивают это другие люди: они нами управляют», — объясняет психолог. Тезис о росте самооценки при падении уровня самоконтроля подтвердило исследование, результат которого в 2013 году опубликовало издание Journal of Consumer Research. Профессор Питтсбургского университета Эндрю Стивен (Andrew T. Stephen) и профессор Кейт Вилкокс (Kate Wilcox) из Бизнес-школы Колумбийского университета изучили под этим углом зрения больше тысячи пользователей Facebook. Ученые продемонстрировали, что люди, у которых в этой сети сложились тесные связи со знакомыми, чувствуют рост самооценки, получая больше «лайков» К сожалению, одновременно падает способность к самоконтролю: у испытуемых было больше (по сравнению со средним показателем) долгов по кредитным картам и, например, проблем со снижением веса.
Приукрашивать действительность склонны также «нарциссы», а исследования показали, что активнее всего ведут себя в Facebook именно люди с нарциссическими склонностями. В рамках исследования, проводившегося в Университете Западного Иллинойса на группе из 294 человек, пользующихся Facebook, проанализировали два разрушительных в социальном смысле элемента нарциссизма: потребность находиться в центре внимания (grandiose exhibitionism — GE), а также ожидание уважения со стороны окружающих, желание манипулировать ими и использовать их (entitlement /exploitativeness — EE).
Выяснилось, что чем больший результат по шкале GE показывал участник исследования, тем больше знакомых было у него в Facebook, а респонденты с высокими показателями по двум шкалам чаще включали в список своих друзей незнакомых людей. Испытуемые с высокой степенью нарциссизма чаще делали записи и отмечали себя на фотографиях. Чем больше у нас знакомых (при этом случайных), тем легче скрыть, в том числе, отпускной обман: ведь с большинством этих людей мы поддерживаем не слишком тесные контакты и не встречаемся в реальной жизни. «Это объясняет концепция Числа Дабара, согласно которой максимальное количество человек, с которыми мы способны поддерживать отношения и встречаться, равняется 150. Если их становится больше, качество контактов снижается», — рассказывает Якуб Кусь.
Практически идеальное алиби
Но отпускное алиби можно использовать совершенно в иных целях. Суд в Дубае приговорил к тюремному сроку 30-летнюю женщину, которая в октябре прошлого года сообщила своим соседкам по квартире, что собирается поехать в Катар. Однако из аэропорта она вернулась прямо домой, и пока ее подруги были на работе, похитила их украшения, фирменные сумки и деньги. Чтобы инсценировать кражу со взломом, она открыла дверь при помощи кухонного ножа.
«Когда я подошла к квартире, я увидела свет. Двери были открыты, а в замочной скважине торчал нож, — давала показания в суде одна из ограбленных женщин. — Чемоданы были открыты, а с полок пропали вещи». «Мне позвонила подруга и сказала, что нас ограбили. Я сразу же приехала, и мы пошли к охраннику», — рассказывала вторая. Охранник заявил, что единственным человеком, которого он видел, была третья соседка, которая должна была уже греться на пляже в Катаре. Запись с камер наблюдения подтвердила, что путешественница в это время пришла за «сувенирами» из шкафов подруг, а потом вышла из здания через черный ход. Когда она вернулась «из отпуска», ее арестовали. Перед судом она признала свою виновность.