Россия удивила многих, когда бросила в бой свои медиаресурсы после свержения промосковского президента Украины Виктора Януковича в феврале 2014 года и начала конфликта на Украине. Российская версия событий высказывалась на телевидении, радио, в печатной прессе на десятках языках в десятках стран, и избирательная подача материала в этих изданиях смогла вызвать сомнения в умах некоторых людей о том, кто говорит правду о событиях на Украине — западная пресса или российские издания. Одним из регионов, особенно подверженным влиянию Кремля, являются страны Центральной Азии.
В туркменской редакции Азаттыка провели круглый стол по обсуждению использования Россией «мягкой силы» в Центральной Азии, ее эффективности и длительности. В нем участвовали директор редакции Мухаммад Тахир, депутат киргизского парламента Равшан Джиинбеков, эксперт по Центральной Азии и автор многочисленных статей Кейси Майкл, Брэдли Джардин из Университета Глазго и автор данной статьи Брюс Панниер.
Сильное влияние
Россия обладает явными преимуществами по оказанию влияния на население Центральной Азии. Регион находился под властью России приблизительно с середины 19-го века. Несмотря на независимость в течение почти 25 лет, многие еще говорят по-русски и знакомы с российской культурой. Миллионы выходцев из центральноазиатских стран отправляются в Россию на поиски работы. В странах Центральной Азии проживает несколько миллионов этнических русских, которые способствуют тому, что российское радио и телевидение подается в регион.
Кейси Майкл отметила, что новое государственное агентство новостей России «Спутник», проводящее прокремлевскую линию, недавно начало работу в этом направлении, приняв на работу местных журналистов, в особенности в Киргизии и Таджикистане.
По словам Брэдли Джардина, в Казахстане большинство компаний кабельного телевидения предлагают российские каналы, которые некоторые активисты в Казахстане называют «коробкой зомбирования». Он также отметил широкую популярность российских социальных сетей в Казахстане, таких как «Мой мир», «ВКонтакте» и «Одноклассники», с помощью которых Россия может распространять свое культурное влияние.
Кейси Майкл говорит, что в качестве примера одного из результатов этого можно привести недавний опрос Gallop, который показал, что страной, в которой в недавнее время больше всего ухудшилось отношение к Западу, и в особенности к США, является Казахстан. Таджикистан также находится на пяти верхних строчках опроса. По мнению Кейси Майкл, это помогает показать результаты недавнего подхода «мягкой силы» Москвы.
Инструменты влияния в Киргизии
Равшан Джиинбеков согласился с тем, что Россия имеет очень большое влияние в Центральной Азии, в особенности в Киргизии. Однако, по его мнению, подход «мягкой силы» России в Киргизии провалился.
— Россия хочет повторить западный или американский опыт использования «мягкой силы» к Центральной Азии, в особенности в Киргизии они хотели провести несколько проектов в отношении культуры, средств массовой информации и образования, но я знаю, что они не смогли достичь своей цели и провалились, — сказал Равшан Джиинбеков.
По его мнению, российские власти действуют в Киргизии «через взятки» политикам и чиновникам, а вместо применения «мягкой силы» используют пропаганду, взятки и энергоресурсы как инструменты давления для продвижения своих интересов в Киргизии.
Другим внешним или внутренним источникам сложно противостоять этой сильной комбинации исторических и языковых связей, а также влиянию прессы в Центральной Азии. Однако некоторые готовы к этой трудной задаче. Брэдли Джардин отметил, что Запад стал несколько пассивным и считает свою индустрию развлечений почти заменителем эффективной дипломатии.
Равшан Джиинбеков говорит, что стратегия «мягкой силы» России является краткосрочной и что у Кремля как такового долгосрочного плана нет.
Методы противостояния
Эксперты отмечают, что управляемая Кремлем пресса стала искусно смешивать в одну кучу факты, восприятие и откровенную дезинформацию и эта тактика показывает свою эффективность в Центральной Азии и других местах. Кейси Майкл рассказала о проходящих в западных странах дебатах о том, как противостоять влиянию «мягкой силы» Москвы:
— Некоторые люди обсуждали, стоит ли напрямую запретить RT [Russia Today] или российскую прессу. Были люди, которые сказали, почему бы не открыть западные организации, которые подавали бы такую же пропаганду в таком же количестве, как и российская пресса.
Высказывалось мнение, что успех России в проведении своей информационной кампании в Центральной Азии частично связан с выводом западных войск из Афганистана и последовавшим уменьшением интереса Запада к Центральной Азии. Также было отмечено беспокойство России по поводу нового конкурента в Центральной Азии — Китая, который постепенно заменяет финансовое влияние России в регионе.
По мнению экспертов, эта ситуация, скорее всего, продлится недолго, и новые повороты и события дадут возможность внешним игрокам использовать свою «мягкую силу». Пока же в качестве противостояния влиянию России Кейси Майкл предлагает журналистам действовать ответственно: проверять факты, источники и непредвзято подавать информацию.
— Это то, что определенно не делает российская пресса и что в итоге нанесет им ущерб, — говорит Кейси Майкл.