Пару лет назад многие эксперты предсказывали, что страны-члены БРИКС — Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР — смогут стать главными драйверами роста мировой экономики. Наивная экстраполяция их стремительного роста привела к тому, что многие представляли себе блестящее будущее этих стран — а вместе с ними и всего мира.
Но теперь их расцвет, похоже, остался в прошлом. Экономики Бразилии и России переживают спад, а рост Китая и ЮАР значительно замедлился. Лишь в Индии продолжается рост, который уже превышает рост Китая. Удастся ли странам БРИКС соответствовать ожиданиям? Или проблемы, с которыми они столкнулись, непреодолимы?
Учитывая тот факт, что экономики с небольшим доходом обычно располагают ограниченным техническим (компьютеры, производственные мощности, инфраструктура) и людским капиталом (школьное и профессиональное образование) в пересчете на рабочую силу, в этих странах можно рассчитывать на то, что инвестиции принесут более высокую прибыль. Иначе говоря, до тех пор, пока эти экономики не догонят развитые страны по доходу на душу населения, они могут расти интенсивнее последних.
Рост вызвал пессимизм в Европе и Северной Америке
Хотя в Китае, Индии и Бразилии по-прежнему весьма велика доля сельского населения, эти страны добились серьезных успехов в борьбе с бедностью, причем в последние десятилетия вырваться из ее объятий удалось нескольким сотням миллионов человек (в первую очередь, в Китае). Численность среднего класса в этих странах растет также весьма интенсивно.
В Европе и Северной Америке стремительный рост крупнейших развивающихся стран вызвал экономический пессимизм. В конце концов, общий рост стран БРИКС в последнее время превысил совокупный рост развитых стран. Всего пару десятков лет назад подобную ситуацию невозможно было себе даже представить!
Кроме того, не надо забывать про сотни миллионов низкооплачиваемых рабочих, которые после того, как Китай, Индия и страны Восточной Европы открылись миру, вышли на международный рынок труда и оказывают сильное давление на зарплаты всех, кроме, пожалуй, самых высококвалифицированных специалистов, в развитых странах. Как в 1948 году констатировал лауреат Нобелевской премии по экономике Пол Самуэльсон (Paul Samuelson), международная торговля уравновешивает фактор цены, причем зарплаты сотрудников одинаковой квалификации в разных странах выравниваются.
Ловушка среднего дохода
Тем не менее, странам БРИКС может оказаться трудно стабильно расти все выше и выше. Как известно, рост по достижении определенного уровня обычно замедляется — как правило, когда доход на душу населения достигает 15-20 тысяч долларов (примерно треть от этого показателя в США). За последние десятилетия лишь отдельным странам, например, Южной Корее, Тайваню и Сингапуру, удалось преодолеть так называемую «ловушку среднего дохода» и продолжить расти.
Наряду с проблемами, которые вынуждены решать почти все развивающиеся страны — в частности, проблему институтов или плохого государственного управления — каждой из стран БРИКС приходится сталкиваются со своими собственными вызовами. Так, для Бразилии таковыми стали рецессия, низкие цены на нефть и беспрецедентный коррупционный скандал в рядах государственного нефтяного концерна Petrobras. В этой связи президенту страны Дилме Русеф (Dilma Rousseff) стоит задуматься над упрощением правил торговли со странами Североамериканской зоны свободной торговли (Канада, США, Мексика), а также над смягчением требований к иностранным инвесторам, в первую очередь в энергетической отрасли.
Россия также испытывает давление, возникшее вследствие снижения мировых цен на нефть. Это касается как ее нынешнего бюджета, так и способности к дальнейшему развитию энергетического сектора. Неблагоприятная ситуация усугубляется экономическими санкциями США и европейских стран, введенными ими в ответ на агрессивную политику Владимира Путина по отношению к странам-соседям. И, наконец, России приходится бороться с серьезными демографическими проблемами — стремительно сокращающейся численностью населения, более короткой, по сравнению с развитыми странами, продолжительностью жизни и оттоком квалифицированной рабочей силы за границу.
Лучшие предпосылки — у Индии
В настоящий момент наилучшими предпосылками для экономического роста — по крайней мере, в краткосрочной перспективе — может похвастаться Индия. Новому руководителю Центрального банка Рагураму Раджане (Raghuram Rajan) удалось добиться сокращения инфляции, которая до недавнего времени была наибольшей угрозой для национальной экономики. А в этом году рост, согласно прогнозам, должен составить 7,5%. Тем не менее, экономическая ситуация остается напряженной, а население Индии, которое по численности вскоре может превзойти население Китая, по-прежнему живет преимущественно в сельской местности и в крайней бедности.
Несмотря на определенные успехи, премьер-министру Нарендре Моди (Narendra Modi) лишь с трудом удается воплощать в жизнь обещанные экономические реформы. Хотя он уже сумел несколько улучшить положение в таких областях, как государственное регулирование, приватизация и финансовая поддержка бедных слоев населения, смелые реформы земельного и трудового законодательства по-прежнему остаются нереализованными.
Китай, в свою очередь, предпринимает попытку переориентации собственной экономики с экспорта на внутреннее потребление. Выражаясь покерным языком, китайский президент Си Цзиньпин пытается сделать inside straight и рассчитывает на то, что растущий средний класс сумеет обеспечить спрос на товары промышленного производства, и тем самым руководству страны удастся избежать ситуации, когда избыточные мощности в добывающей промышленности приведут к скачку безработицы.
Китай балансирует над пропастью
Глядя на показатель ниже 40% от ВВП (по сравнению с минимум 60% в развитых странах), можно сказать, что у китайских частных домохозяйств еще есть масса пространства для роста. Тем не менее, экономика Поднебесной по-прежнему подвержена большим рискам. Как и Япония несколько десятилетий назад, Китай столкнулся с конкуренцией в виде дешевизны производства в других странах (например, во Вьетнаме); его рынок акций перегрет, а программа по борьбе с коррупцией, разработанная Си Цзиньпином, хотя и пользуется популярностью среди широкий слоев населения, пугает отсутствием четких «правил игры».
Проблемы ЮАР выражаются в потере доверия к правительству страны, во всепоглощающей коррупции, в необходимости серьезного развития инфраструктуры а также в рестриктивном регулировании в таких областях, как рынок рабочей силы и иностранные инвестиции. А что касается реализации реформ, то президент Джейкоб Зума (Jacob Zuma) идет неправильным путем.
Страны БРИКС находятся — да и раньше находились — под влиянием иных сил, нежели другие экономики. Но хотя их зависимость от чисто рыночных факторов и усилилась, правительства этих стран по-прежнему слишком активно вмешиваются в принятие важных экономических решений, из-за чего возникает риск разбалансировки или даже кризисов. Решающее значение для долгосрочного успеха этих стран, видимо, будет иметь их способность развивать институты, поддерживать максимально возможную экономическую свободу и полагаться не на правительство, а, в первую очередь, на конкуренцию.