Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Российская сторона — по крайней мере на уровне премьера — должна попросить прощения у армянского народа

Интервью с депутатом Национального Собрания (парламента), премьер-министром Армении в 1993-1996 гг. Грантом Багратяном.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Русские боятся, говорят о «майдане». Я бы, конечно, так не отреагировал, даже если бы и был «майдан». Во-первых, не применил бы слово «майдан». Но если даже это «майдан», то он армянский. Армянский народ хочет, чтобы власти работали прозрачно. А как иначе? Армянский народ хочет выяснить, какие злоупотребления были в ЭСА. Ежегодно не хватает 90-100 миллионов долларов, куда они идут?

— Господин Багратян, почему Вы утверждаете, что установленный Комиссией по регулированию общественных услуг Армении тариф в 48 драмов (10 центов) высокий, и не выражает реальную стоимость.

— Эта проблема имеет три аспекта. Во-первых, с 1995 года по настоящее время тариф на электроэнергию повышался шесть раз, и с 8 драмов достиг 48 драмов. Для населения в долларовом эквиваленте в шесть с половиной раз повысился тариф на газ, и с 53 долларов достиг 340 долларов. За это время, например, цена на картофель повысилась в 2,2 раза, на бензин — в 3,5 раза, на хлеб — вдвое. Это означает, что энергетическая система с 4% ВВП стала составлять 11%. И если ВВП не растет, но энергетическая сфера продолжает расти, это означает, что другие отрасли должны снизиться. Для того, чтобы не допустить такой ситуации, власти Армении должны это понимать. В 1995 году, когда народ уже получал электроэнергию 24 часа в сутки, мы по энергетическому расходу в 1 доллар производили ВВП на 7 долларов. Сегодня по энергетическому расходу в 1 доллар мы производим ВВП на 4 доллара, этим показателем быстро приблизившись с этой точки зрения к таким отсталым странам, как Туркменистан, Того или Россия. В то же время, 20 лет назад, когда у нас было соотношение 1 к 7,5, в Азербайджане — 1 к 3,5, мы смеялись над Азербайджаном. Сегодня Азербайджан энергетическим расходом в один доллар уже производит ВВП на 6 долларов, и уже Азербайджан смеется над нами.

— Если бы тариф на электроэнергию не повысили, компания «Электрические сети Армении» (ЭСА) могли бы действовать по тарифу в 42 драма?


— Конечно, существует структура производства. В Армении 43% электроэнергии производит атомная станция, 29% — гидроэлектростанции, 29% — теплоэлектростанции. ТЭС используют газ, поэтому они производят сравнительно дорогую электроэнергию. В РФ ТЭС производят 67% электроэнергии, ГЭС — 15%, остальное — атомные станции. На Украине ГЭС и атомные станции производят 56%. Это значит, что из этих трех стран в Армении должна производиться самая дешевая электроэнергия. В Грузии нет атомной станции, электроэнергия производится в ГЭС и ТЭС. Но Грузия, которая покупает электроэнергию у Армении, продает своему населению дешевле. В Армении электроэнергия стоит 48 драмов, в РФ — 20 драмов, на Украине — 12 драмов, в Грузии — 28 драмов.

— Почему в Армении так повышают тариф на электроэнергию?

— Не понимают, и там существует коррупция. Но давайте сравним оптовые и розничные цены на электроэнергию. ЭСА покупают у производителей электроэнергию за 18,5 драмов, продают за 48 драмов. Это мировой рекорд. Между тем, в Грузии покупают за 20 драмов, продают за 28 драмов.

— В таком случае, куда идут эти суммы, если ЭСА накопили долги в сотни миллионов долларов?

— Там повсеместный грабеж. Если оптовая цена составляет 18 драмов, розничная цена самое большее должна была быть 28 драмов. Остальные 20 единиц — это коррупция, бесхозность, повсеместное распыление средств. Это означает, что ежегодно попросту растрачивается электроэнергия на 100-120 миллионов долларов. Конечно, возможно, не растрачивается, возможно, есть люди, которые получают бесплатную электроэнергию, и электроэнергия на 120 миллионов долларов, вполне вероятно, распределена. Но это нужно выяснить в результате специальных исследований и следственных действий.

— Против подорожания электроэнергии развернулась борьба, в результате которой Серж Саргсян предложил определенные решения, было решено провести аудит в ЭСА. А до окончания аудита эти 7 драмов на себя возьмет правительство. Это правильное решение, у правительства есть такие средства?

— Во-первых, средства правительства — это бюджетные средства, бюджетные средства — это средства парламента, но мы пока не получили это решение. Но я не помню, чтобы было такое решение, что правительство берет на себя эти 7 драмов. В заявлении сказано, что правительство возьмет на себя расходы. А правительство заявило, что необеспеченным семьям ежемесячно компенсирует 2 тысячи драмов (чуть более 4 долларов).

— На Ваш взгляд, какие решения нужно найти для исправления ситуации, царящей в ЭСА?


— Я вижу три принципиальных подхода. Первый — у ЭСА есть владелец — «Интер РАО», или Российская Федерация, которая должна достать деньги из своего кармана. Но для этого власти Армении должны обратиться к российской стороне. Такое впечатление, что мы не можем обратиться. Не можем обратиться к тому же Владимиру Путину, или Дмитрию Медведеву с тем, что у нас есть проблема.  Вторая проблема — я считаю, что у нас в Армении должны быть несколько электрических сетей, как в сфере сотовой связи. Третья проблема — если российская сторона не согласится пойти на организационную реструктуризацию, то мы ликвидируем Комиссию по регулированию общественных услуг во главе с Робертом Назаряном, и это решение по закону передаем ЭСА. И увидите, что ЭСА будут вынуждены принять более низкий тариф, чтобы продавать свою продукцию.

— Реакция российской стороны была адекватной в отношении движения, сформированного вследствие повышения тарифа на электроэнергию?


— Русские боятся, говорят о «майдане». Я бы, конечно, так не отреагировал, даже если бы и был «майдан». Во-первых, не применил бы слово «майдан». Но если даже это «майдан», то он армянский. Армянский народ хочет, чтобы власти работали прозрачно. А как иначе? Армянский народ хочет выяснить, какие злоупотребления были в ЭСА. Ежегодно не хватает 90-100 миллионов долларов, куда они идут? Это воровство, распыление, это проворачивает один Евгений Бибин (гендиректор ЭСА), или делится с армянскими властями?

— Адекватна ли реакция российской стороны в отношении ситуации в ЭСА, являющейся ее собственностью?


— Российская сторона, по крайней мере, на уровне премьер-министра должна попросить прощения у армянского народа, сказав, что в течение 15 дней мы это выясним. Причем, Дмитрий Медведев должен был выступить, а не Серж Саргсян. Или же Серж Саргсян говорит, что проведем аудит. А это твоя компания, чтобы проводить аудит? Он говорит незаконные вещи. Я не хочу произнести антироссийскую речь. Я не был сторонником договора от 2-го декабря, говорят, что русские очень плохо управляют энергетической сферой, но я считаю, что наши не могут объяснить российской стороне, что происходит в ЭСА.