Восстановление дипломатических отношений между Соединенными Штатами и Кубой вызвало положительную реакцию у подавляющего большинства стран. В самих США мнения, однако, разделились.
Как заявил представитель генерального секретаря ООН Пан Ги Муна, руководитель ООН «приветствует сегодняшнее объявление о том, что Куба и Соединенные Штаты откроют свои посольства в Вашингтоне и Гаване. Восстановление дипломатических связей является важным шагом на пути к нормализации отношений между двумя странами. Генеральный секретарь ООН надеется, что этот исторический шаг пойдет на пользу обеим странам».
На протяжении десятилетий Швейцария играла роль своеобразного посредника между Вашингтоном и Гаваной. Именно в посольстве этой страны в Гаване располагался отдел, представлявший интересы США. В заявлении швейцарского правительства отмечается, что «Швейцария твердо убеждена в том, что открытие посольств и процесс нормализации отношений в целом пойдет на пользу обоим государствам и будет способствовать безопасности, стабильности и процветанию региона. Швейцария считает нормализацию отношений между Кубой и США весьма позитивным шагом не только для этих двух стран, но также для всего региона и для стабильности во всем мире».
В то же время и в Вашингтоне, и в США в целом реакция на улучшение американо-кубинских отношений — явно неоднозначная.
В своем заявлении спикер Палаты представителей республиканец Джон Бейнер отметил, что «благодаря действиям администрации Обамы сбывается то, о чем всю жизнь мечтали Кастро, — обрести легитимность, ничего не сделав для кубинского народа, угнетаемого этой жестокой коммунистической диктатурой».
С аналогичной критикой выступил сенатор Роберт Менендес, родители которого некогда эмигрировали с Кубы. «Наши требования по поводу прав и свобод на этом острове будут по-прежнему игнорироваться, и мы стимулируем полицейское государство к тому, чтобы продолжать свою бесчеловечную политику. Проводимая Соединенными Штатами политика уступок братьям Кастро, — уступок, которые они с готовностью принимают, противоречит нашим национальным интересам и не является ответственным подходом к тому, что касается отношений с репрессивными диктаторами, лишающими свой народ гражданских свобод».
С ними не согласна лидер демократического меньшинства в Палате представителей Нэнси Пелоси. «Открытие посольств закладывает основу для новых, более продуктивных отношений с Кубой, которые могут способствовать решению Америкой своих приоритетных задач, в частности, в том, что касается защиты прав человека, сотрудничества в борьбе с незаконным оборотом наркотиков, создания возможностей для американских компаний, миграции, воссоединения семей, а также культурных обменов и налаживания связей между религиозными организациями. Благодаря решительному руководству президента Обамы начинается новая эра широких возможностей для американо-кубинских отношений», — считает Пелоси.
Сходное мнение высказал сенатор-демократ Патрик Лихи.
«Наконец, после 55 лет несостоятельной, санкционной и неэффективной политики изоляция закончится. После 55 лет самая богатая и самая мощная страна, воплощающая в себе идеалы, к которым стремятся люди всего мира, будет представлена официальным посольством, где мы можем представить себя наилучшим образом от имени американского народа и в интересах народа Кубы», — полагает законодатель.
Некоторые американские законодатели, в том сенатор Марко Рубио, также сын кубинских иммигрантов, угрожают заблокировать назначение первого за последние 50 с лишним лет американского посла в Гаване.
«С самого начала этих переговоров, пока режим Кастро продолжал усиливать репрессии против народа Кубы, администрация Обамы продолжала отводить глаза и предлагать одну уступку за другой», — сказал Рубио, баллотирующийся в президенты от Республиканской партии. «Пока непонятно, что было достигнуто, — и было ли вообще что-то достигнуто, — с тех пор, как 17 декабря Обама выступил со своим объявлением». «Я имею в виду — в вопросе об экстрадиции скрывающихся от правосудия американцев, получивших убежище на Кубе, урегулирования исков о возмещении ущерба, поданных гражданами США, лишившихся имущества, конфискованного режимом, и гарантий безусловного права наших дипломатов свободно передвигаться по территории Кубы и встречаться с любыми диссидентами», — пояснил Рубио. «А самое важное, — продолжал он, — что изменилось в вопросе о плане предоставления кубинскому народу более широких политических свобод».
Другие законодатели уже думают о будущем и возлагают большие надежды на устранение еще одного барьера, мешающего нормализации отношений между Вашингтоном и Гаваной, — действующего уже несколько десятилетий торгового эмбарго. Сенатор-демократ Эйми Клобучар написала в Twitter: «Я рада, что президент объявил о планах открытия посольств на Кубе. Важный шаг вперед. Теперь нужно принять поддержанный обеими партиями законопроект об отмене торгового эмбарго».
Реакция на известие об открытии посольств последовала не только с Капитолийского холма. Бывший представитель США в Организации американских государств Роджер Норьега написал в Twitter: «Обама пытается обосновать свою капитуляцию перед Кубой вводящей в заблуждение риторикой. Возможно, правительства некоторых латиноамериканских стран восхищаются тем, что Обама уступил Кастро, поскольку он присоединится к их постыдному хору молчания по вопросу о правах человека».
С другой стороны, президент организации Council of the Americas со штаб-квартирой в Нью-Йорке Сюзан Сигал заявила: «Мы поздравляем правительство США с радикальными изменениями, на которые оно пошло, чтобы покончить с политикой изоляции в отношении Кубы. Всеобщая поддержка этого нового курса лидерами и народами стран полушария и всего мира подтверждает, что администрация Обамы движется в правильном направлении. Мы рассчитываем на то, что Конгресс будет способствовать достижению целей этой новой политики, которая должна принести ощутимую пользу людям и компаниям в США, на Кубе и во всем регионе».
Некоторые, по-видимому, изменили свое отношение к этому вопросу. Два месяца назад сенатор-демократ Билл Нелсон заявил: «Если мы собираемся наладить нормальные отношения с Кубой, то они (кубинская сторона — Г.А) должны стать открытыми, прекратить нарушать права человека и руководствоваться принципом верховенства права».
То, что Нелсон заявил в среду, свидетельствует об изменении его позиции. Политик считает, что вместо того, чтобы требовать проведения реформ в качестве условия для восстановления дипотношений, сами эти отношения могут приблизить реформы, которые он хотел бы увидеть. «Я все еще не доверяю Кастро, но нам нужно добиться того, чтобы этот режим стал более открытым, прекратил нарушать права человека и предоставил кубинцам основные свободы. Я думаю, что открытие посольств является необходимым шагом на длинном пути к достижению этой цели», — заявил Билл Нелсон.
Не все те, кто выразил свое мнение по данному вопросу, говорят о политике. Некоторые американцы высказали свои соображения в Twitter. Один из них интересуется, когда в США, наконец, начнут продавать кубинский ром, другой призывает американских автопроизводителей отметить это событие выпуском винтажных автомобилей выпуска 50х годов, которые до сих пор ездят по улицам Гаваны. Другой написал: «Разбудите меня, когда они начнут поставлять свои сигары».