Парламент Армении на прошлой неделе ратифицировал подписанное 26-го июня 2015 года в Ереване между правительствами Республики Армения и Российской Федерации соглашение «О предоставлении правительству Республики Армения государственного экспортного кредита». «За» проголосовали 98 депутатов, а «против» проголосовала только член фракции «Наследие» Заруи Постанджян.
По этому соглашению правительство России предоставляет Армении кредит на сумму в 200 миллионов долларов, за счет которого Армения должна купить военную технику и боеприпасы российского производства. А что именно — держится в секрете. Со списком покупаемой у России военной техники могут ознакомиться только депутаты, да и то, с соблюдением специального порядка. Подавляющее большинство депутатов заверило нас, что они не хотели ознакомиться с секретными протоколами номер 1 и номер 2, поскольку если будет утечка, то они могут оказаться в списке подозреваемых.
Россия предоставляет Армении кредит сроком на 13 лет, с 3-процентной ежегодной процентной ставкой. В течение первых трех лет кредит льготный, поскольку Армения будет платить только проценты, а после этого каждый год в равной степени будет платить 20 миллионов основной суммы и проценты. По соглашению предусмотрено также, что если Армения на 10 дней просрочит платежи, то процентные ставки увеличатся до 4,5 процентов, а в случае просрочки платежей на 6 месяцев Россия оставляет за собой право требовать оплату кредита в полном объеме.
Внешний долг Армении, по мнению председателя парламентской комиссии по финансовым и бюджетным вопросам Гагика Минасяна, по данным на конец мая 2015 года, составлял 4,6 миллиарда долларов. В июне парламент Армении ратифицировал несколько кредитных соглашений, в результате которых наш внешний долг увеличился еще на 200 миллионов долларов, плюс еще эти 200 миллионов, получается, что наш внешний долг превысил 5 миллиардов долларов. Как и следовало ожидать, депутаты заявили, что они, будучи против увеличения внешнего долга, в данном случае не могли быть против ратификации соглашения, поскольку оно направлено на повышение обороноспособности Армении, на укрепление национальной безопасности.
Единственным беспокойством было то, соответствовали ли действительности те сведения, что кредитные средства могут быть направлены на погашение долга компании «Электросети Армении» (ЭСА), тем более, что на следующий день после подписания соглашения президент Серж Саргсян заявил, что до проведения аудита правительство возьмет на себя повышение тарифа на электроэнергию, пояснив, что эти средства могут взять из средств, предусмотренных на дальнейшее укрепление безопасности. Депутатов Никола Пашиняна и Левона Зурабяна интересовал вопрос относительно того, имел ли в виду президент кредит, полученный от России, тем более, что это заявление было сделано всего лишь через день после подписания кредитного соглашения. Заместитель министра обороны Ара Назарян уверял, что ничего такого быть не может, поскольку кредитные средства будут направлены исключительно на покупку военной техники, что эта техника будет приобретена без посредников, сразу у производственных предприятий, и по тем ценам, по которым эта техника поставляется Вооруженным силам России.
То, что Армения после Белоруссии является вторым государством, которое покупает военную технику по заводским ценам РФ, и не переплачивает посредникам, это хорошо. Но Назарян так и не смог ответить на вопрос о том, какие средства укрепления безопасности должны быть направлены на компенсацию подорожания электроэнергии. Назарян всего лишь заявил, что выделенные из госбюджета для Министерства обороны Армении средства тоже не могут быть использованы для компенсации подорожания электроэнергии. Это заявление еще больше усиливает подозрения в том, что средства, которые правительство должно использовать для предотвращения подорожания электроэнергии, могут взять из российского кредита.
По этому случаю еще одно замечание: кредит не будет использоваться сразу, а в течение трех лет. Ведь могут часть этой суммы, которая не подлежит использованию, предоставить ЭСА, а потом ЭСА вернут эти средства правительству Армении. В конце концов, как производящие военную технику предприятия, так и ЭСА являются российской государственной компанией, российскими компаниями являются также Разданская ТЭС, каскад гидроэлектростанций Севан-Раздан, которые должны заплатить ЭСА за электроэнергию. То есть, государственные деньги России будут вращаться в российских компаниях, и от этого РФ точно не пострадает. Ну, а замминистра обороны говорит, что приобретенная посредством этого военная техника поможет Армении восстановить стратегическое равновесие сил в регионе и нивелирует воинственный тон заявлений Азербайджана. Даже Заруи Постанджян, которая проголосовала против ратификации соглашения, была согласна с тем, чтобы Армения получила военную технику, но с одним условием, что она будет предоставлена не в кредит, а бесплатно, поскольку Россия является стратегическим союзником Армении, и если Азербайджану Россия продает оружие за деньги, то Армении должна дать бесплатно.
Конечно, Азербайджан, используя свои более широкие экономические возможности, в течение последних лет резко увеличил объемы покупок военной техники и вооружения, и, в этом смысле, достиг значительного преимущества в отношении Армении, имеющей более скромные финансовые возможности. Россия понимает, что нужно сравнять счет, и не только потому, чтобы усмирить намерения Азербайджана развязать войну, и посредством этого решить Карабахский вопрос. Россию больше интересует другое — создание новых стимулов для дальнейшей продажи оружия. Если Азербайджан имеет очевидное преимущество над Арменией в плане вооружения, то больше не заинтересован в дальнейшем приобретении оружия, и может считать, что имеющегося вооружения достаточно для решения поставленной перед ним проблемы. Но если Россия уравновешивает военно-технические возможности Армении и Азербайджана, то Азербайджану не остается ничего другого, как продолжать гонку вооружений, и вкладывать миллиарды в покупку оружия, чтобы достичь превосходства над Арменией. Получается, что предоставленные Армении 200 миллионов долларов могут обеспечить дополнительный заказ от Азербайджана на 2-3 миллиарда долларов.
Действительно, кажется, что все настолько ясно, что даже нет смысла писать об этом, но это не только ясно, но и гениально, два соседних, бедных, и враждующих между собой государства, кормят и содержат одно крупное и несравненно сильное государство, одно — продавая свои нефтяные и газовые запасы, а другое — взяв на себя кредиты и проценты. А это крупное государство время от времени провоцирует и обостряет эту вражду, и восхищается своим умом и находчивостью.