Как мы уже не раз писали в наших статьях, спорту не чужда политика. Он несет в себе смысл и является вектором влияния, который формирует общественное мнение внутри стран и за границей. Поэтому неудивительно, что стремящиеся к признанию на международной арене государства обращаются к необоримому символизму этого инструмента. Азербайджан — в первых рядах...
Как говорил Наполеон, политика государств заложена в их географии. И геополитическая ситуация Азербайджана действительно отчасти объясняет причины начатого им курса. Эта молодая и независимая с 1991 года республика занимает ключевое положение в Евразии и по площади равна Португалии при населении в 9,5 миллиона тюркоязычных азербайджанцев. Нельзя не отметить, что она оказалась в тени неспокойных региональных держав. На юге находится Иран, а на севере — Россия, с которой она поддерживает несколько отстраненные связи. С востока ее омывает богатое нефтяными ресурсами Каспийское море, а на западе расположена Армения, которой она еще со времен провозглашения независимости противостоит в конфликте вокруг Нагорного Карабаха.
Азербайджан неизменно поддерживает Турцию и расширяет политику сотрудничества с Европейским Союзом. Что касается экономики, хотя энергетические ресурсы и дают ему весьма комфортные финансовые поступления (почти 50% ВВП и более 90% доходов от экспорта), власти мало что могут поделать с замедлением экономики в связи с падением цен на нефть и слабой диверсификацией местного производства.
Поэтому, как и страны Персидского залива, Азербайджан решил диверсифицировать инвестиции, чтобы создать задел под неизбежное истощение нефтяных ресурсов и сохранить политическую и экономическую независимость. Сменивший в 2003 году отца на посту президента Ильхам Алиев выбрал спорт (и культуру) инструментом дипломатического самоутверждения. Метод действия был перенят у Катара: инвестиции в спортивные состязания, к которым поугас интерес у западных стран. Первые Европейские игры стали для Азербайджана идеальным способом показать себя в Европе.
О Европейских играх мало говорили в СМИ и народе из-за отсутствия к ним интереса звезд легкой атлетики и плавания. Азербайджан все же вложил в их проведение миллиарды (поговаривают о 5 миллиардах евро), словно принимал у себя Олимпиаду. Новый стадион на 68 тысяч мест и великолепная арена для гимнастики служат наглядным свидетельством затраченных усилий. В Азербайджане даже обратились к Саймону Клеггу (он возглавлял британский олимпийский комитет во время Игр 2012 года) за помощью в проведении Европейских игр. В конечном итоге мероприятие стало не только организационным, но и спортивным достижением для азербайджанцев, которые заняли в медальном зачете второе место после россиян.
Как и Катар, Азербайджан понимает, что для того, чтобы стать заметным в спорте, ему нужно привлечь к себе внимание в футболе. Поэтому спонсорский договор с мадридским «Атлетико» стал мастерским маркетинговым ходом. В 2014 году испанский клуб вышел в финал Лиги чемпионов, который показали более чем в 200 странах. Это огромное капиталовложение убедило УЕФА и Мишеля Платини провести в Баку встречи Евро-2020. Теперь Азербайджан займет видное положение на карте мирового спорта. Но, может быть, это всего лишь внешний блеск?