В ходе своего латиноамериканского турне Папа римский Франциск преследует две цели: проповедь Евангелия и призывы к сокращению неравенства и бедности путем соблюдения социальной справедливости — более правильного распределения общественного богатства.
Папа рассчитывает, что с помощью подобных обращений ему удастся увеличить число приверженцев Римско-Католической церкви или хотя бы предотвратить их исход. Число людей, отошедших от католицизма и перешедших в другое вероисповедание или в агностицизм, весьма значительно и постоянно растет.
Если в Латинской Америке католиков больше 425 миллионов, то есть, почти 40% от их общего числа в мире, с 1960 года по настоящее время количество верующих значительно сократилось. В 1960 году 90% населения были католиками, сегодня этот показатель составляет лишь порядка 69%. Более того, в Парагвае 68% тех, кто сейчас исповедуют протестантизм, были воспитаны в традициях католицизма. В Эквадоре этот показатель составляет 62%, в Боливии — 60%. Учитывая то, что нынешний Папа родом из Латинской Америки, его деятельность по проповеди Евангелия вызвала большие ожидания на континенте.
Для политиков-приспособленцев вроде президентов Эквадора Рафаэля Корреа (Rafael Correa), Боливии Эво Моралеса (Evo Morales) и Парагвая Орасио Картеса (Horacio Cartes) сфотографироваться рядом с Папой Франциском чрезвычайно важно, поскольку 79% эквадорцев, 77% боливийцев 89% парагвайцев являются католиками и весьма почитают главу Римско-Католической церкви.
Кроме того, все три хотят использовать обращение Папы для популяризации своих программных платформ. В Эквадоре Корреа пытается отождествить Папу с так называемой «гражданской революцией» и воспользоваться этим для оправдания своей инициативы по увеличению налогов, ссылаясь на призывы главы Святого Престола к сокращению бедности и более справедливому распределению богатств.
К несчастью для него и к счастью для демократии, общественные выступления и призывы оппозиции освистывать президента во время любого появления публичного президента вместе с Папой, указывают на то, что попытки Корреа извлечь политическую выгоду из визита могут дать прямо противоположный результат.
Подобно эквадорскому президенту, Эво Моралес пытается отождествить призыв Папы покончить с неравенством и бедностью со своим так называемым «революционным мышлением». С другой стороны, Эво хочет придать папскому визиту международный характер, пытаясь втянуть Франциска в конфликт Боливии с Чили из-за выхода к морю. Как пишут газеты, после встречи Моралеса и Папы в Ватикане глава Римско-Католической церкви попросил президента Боливии предоставить ему информацию о территориальном споре с Чили.
А визит в Парагвай вообще прошел гладко. Орасио Картесу достаточно было просто сфотографироваться с Папой. Для любого ловкого политика это уже само по себе немалый успех.
Но что действительно вызывает раздражение, с моей точки зрения, так это ложное освещение политической деятельности Папы. Несомненно, Франциск великий политик, умеющий использовать свое влияние с тем, чтобы непримиримые на первый взгляд противники сели за стол переговоров и выработали способ разрешения своих разногласий, как ему это удалось в ходе посреднической миссии между США и Кубой. Но не следует забывать, что политическая эффективность посреднических усилий Папы зависит от воли тех сторон, между которыми возникли противоречия. Франциск попытался оживить диалог между Израилем и Палестиной, но из-за непримиримости конфликтующих сторон это ни к чему не привело. Не оказалось плодотворным и посредничество между властями Венесуэлы и оппозицией по той же самой причине, а именно — непримиримости, усугубившейся отменой встречи Николаса Мадуро с Папой «по личным причинам». Одной из этих «личных причин» был страх Мадуро перед бывшим председателем правительства Испании Фелипе Гонсалесом, прибывшим в Каракас, чтобы присоединиться к тем, кто выступает в защиту прав политзаключенных. Одним словом, чтобы посреднические усилия Папы увенчались успехом, необходимо, чтобы враждующие стороны действительно стремились к разрешению конфликта путем переговоров. Корреа и Моралес не желают искать компромиссных решение со своими оппонентами. Они стремятся лишь к тому, чтобы как можно дольше оставаться у власти.
И все главный вопрос заключается в том, сумеет ли Франциск уговорить отпавших от церкви вернуться в ее лоно и привлечь новых последователей.