Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Украинский вопрос

© РИА Новости Алексей Куденко / Перейти в фотобанкАкции сторонников евроинтеграции Украины на площади Независимости в Киеве
Акции сторонников евроинтеграции Украины на площади Независимости в Киеве
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Чехия — одна из немногих стран ЕС, которая до сих пор не ратифицировала cоглашение об ассоциации Украины и ЕС. Этот документ должны утвердить все страны ЕС, и только после этого он вступит в силу. Но некоторые депутаты чешского парламента пока блокируют рассмотрение этого вопроса. Против ратификации выступают коммунисты, депутаты фракции «Заря прямой демократии» и некоторые социал-демократы.

Чехия — одна из немногих стран ЕС, которая до сих пор не ратифицировала Соглашение об ассоциации Украины и Европейского союза. Этот документ должны утвердить все страны ЕС, и только после этого он вступит в силу. Но некоторые депутаты чешского парламента пока блокируют рассмотрение этого вопроса.

Против ратификации Соглашения об ассоциации Украины и Европейского союза выступают коммунисты, депутаты фракции «Заря прямой демократии» и некоторые социал-демократы. Интересно то, что социал-демократическая партия входит в правительственную коалицию. А кабинет министров страны как раз cоглашение об ассоциации поддерживает.

Почему некоторые депутаты против? Соглашение вообще не нужно или оно несвоевременно. Вот мнение депутата от фракции «Заря прямой демократии» Карела Фидлера: «В настоящий момент на Украине действуют вооруженные отряды, о которых мы не можем однозначно сказать, несут ли они определенную фашистскую символику. Это все видно на разных видеоматериалах, фотографиях, даже в официальных СМИ. Такое на Украине есть, и меня это очень беспокоит».

Ложь кремлевской пропаганды


Выдвигает Карел Фидлер и еще один аргумент против ратификации cоглашения: «Сначала мы хотим дождаться того, что реформы начнутся, и лишь потом готовы обсуждать это cоглашение. Пока же на Украине ничего не началось. Более того, ситуация только ухудшается. Поэтому лично я выступаю против ратификации».

Бывший Еврокомиссар по вопросам расширения и европейской политики соседства Штефан Фюле в конце мая этого года попал в список 89 европейских политиков, которым Россия запретила въезд на свою территорию. Штефан Филе, в отличие от депутата Фидлера, уверен, что разговоры о фашизме — неправда: «Я хочу обратить внимание на ту ложь, которую распространяет кремлевская пропаганда, создавая Украине образ фашистского государства. Однако Украине за последнее время удалось стать демократической страной и сделать большой шаг вперед. И мы, Европа, не помогаем украинским олигархам, а тем более — их вооруженным отрядам. Мы помогаем государственным структурам, простым людям, чтобы они смогли преодолеть одно из самых больших испытаний, которое Украина переживает с момента, когда она стала независимой страной».

Кто даст деньги и на каких условиях


Противники cоглашения также много и часто говорят о том, что Европа предоставит Украине порядка ста миллиарда долларов. А при текущей экономической ситуаций в ЕС — это разорительно. Штефан Фюле объясняет, как на самом деле обстоят эти «денежные дела»: «Европейский Союз в рамках программы, рассчитанной на семь лет, пообещал Украине 11 миллиардов евро. Каждое десятое евро — это грант, оставшиеся девять — деньги в долг. Эти деньги дают Европейский инвестиционный банк и Европейский банк реконструкции и развития. Но самую большую часть помощи предоставляет Международный валютный фонд, который, как я предполагаю, помог бы в любом случае. А поскольку Украина подписала Соглашение об ассоциации, МВФ может эту сумму увеличить. Также Украине помогает Всемирный банк. Поэтому эти сто миллиардов — помощь целого ряда структур, а не только Европейского Союза».

Не получится ли так, что деньги, отправляемые на Украину, просто исчезнут. Когда Штефан Фюле был еврокомиссаром, он придумал, как Евросоюзу подстраховаться:

«Одна из первых вещей, которую я сделал, когда объем посылаемых денег на Украину увеличился, то при поддержке президента Еврокомиссии Баррозу, я подключил OLAF. Это специальная структура ЕС, которая контролирует, чтобы выделенные деньги использовались по назначению. Мы договорились с Украиной, каким способом, очень надстандартным и жестким эта структура прямо на территории Украины будет контролировать все расходы».

Сравнить Польшу и Украину

Есть у Штефана Фюле и мнение о том, что среди руководства Украины и украинских регионов немало олигархов. Не приведет ведет ли это к коррупции?

«Украина подписала Соглашение об ассоциации с ЕС, это не просто декларация, но и конкретные планы, законы и стремление приблизить страну к Европейскому Союзу. А я продолжаю считать, что борьба с коррупцией, организованной преступностью, не уберет богатых людей из политики. Да это и не нужно. Между прочим, самые богатые люди — в правительстве России. Но ликвидация коррупции, связанной с олигархами и преступностью — один из основных принципов Соглашения об ассоциации», — объясняет Штефан Фюле.

Правительство Чехии, сторонники Соглашения об ассоциации и бывший Еврокомиссар Штефан Фюле приводят множество доводов за то, чтобы документ был ратифицирован: «Лучший пример — это сравнить Польшу и Украину. В девяностые годы в обеих странах на душу населения приходился одинаковый ВВП. Но после того как Польша подписала подобное Соглашение об ассоциации, для нее открылся весь европейский рынок. И через пять лет разница по этому показателю между Украиной и Польшой стала в четыре раза. В Польше — рост, на Украине — спад. И это очень четкий и ясный аргумент в пользу Соглашения об ассоциации».

А может, просто торговать?


Депутат от движения «Заря прямой демократии» Карел Фидлер думает, что ничто не мешает Украине вести торговлю с Европой. И это пока все.

«Мы можем поддерживать взаимную торговлю, с этим не будет проблем. Конечно, есть какие-то таможенные барьеры, но они не так существенны. Торговля реальна и без Соглашения об ассоциации. Я не говорю, что это Соглашение не принесет бы пользу. Конечно, принесет. Но я критикую нынешнюю ситуацию на Украине. Там нет прозрачной системы, где бы работали стандартные экономические и демократические правила».

В свое и Чехия подписала Соглашение об ассоциации с ЕС. А позже стала членом Европейского Союза. Не кажется ли Карелу Фидлеру, что это слегка цинично и жестоко — не пойти навстречу Украине. В начале девяностых Чехия ведь не была тем государством, которым она является сейчас. И в Чешской Республике существовали свои проблемы.

«Я выступаю против ратификации, но не потому, что это Соглашение не стоит ратифицировать никогда, а потому что подать Украине сигнал, что мы готовы его заключить в условиях, которые происходят там сейчас, как минимум очень неразумно. Да, в 1995 году Чехия тоже заключила Соглашение об ассоциации в, но тогда политическая и экономическая ситуация в Чехии была диаметрально противоположна тому, что сейчас происходит на Украине», — говорит Карел Фидлер.

Дать шанс

Бывшему Еврокомиссару по вопросам расширения и европейской политики соседства Штефану Фюле есть, что на это ответить: «Речь идет о беспрецедентном плане реформ, в которых Украина остро нуждается. Кроме того, этот документ однозначно говорит о целостности Украины. Соглашение принесет Чехии множество выгод. Мы одни из крупнейших поставщиков продуктов на Украину, занимаем пятое место из стран ЕС. В свое время Чехия подобное Соглашение заключила, и такой шанс нужно дать и нашим партнерам».

«Сначала мы хотим дождаться того, что реформы начнутся, и лишь потом готовы обсуждать это Соглашение. Пока же на Украине ничего не началось. Более того, ситуация только ухудшается. Поэтому лично я выступаю против ратификации».