Француз, о котором все говорят — так в России характеризуют Люку Дебарга (Lucas Debargue). 24-летний уроженец Компьеня занял четвертое место на конкурсе Чайковского в этом году, но завоевал сердца зрителей. И то, что ему не удалось прийти первым, ничего не меняет. В России шепчут, что настоящие музыканты начинаются где-то с четвертого или пятого места. Их оригинальность вызывает слишком большие разногласия для однозначного решения. Главное — ему удалось всколыхнуть российских музыкантов, которые видят в нем настоящего гения.
Со времен появления Гленна Гульда (Glenn Gould) в Москве и победы Ван Клиберна (Van Cliburn) на конкурсе Чайковского в разгар холодной войны иностранный пианист еще не вызывал такого восхищения.
По правде говоря, Люка Дебарг играл не как участник конкурса, а как музыкант, который дает последний в своей жизни концерт. Он вкладывал в музыку весь огонь своей души. После исполнения Сонаты № 3 Бетховена в первом туре публика разразилась громовыми аплодисментами. Насыщенность его игры произвела сенсацию. После Шопена, Листа и Чайковского имя француза было у всех на устах.
Во втором туре он сыграл Четвертую сонату Метнера и «Ночного Гаспара» Равеля. «Труднее всего было выбрать, — говорит его учитель из парижской Музыкальной школы Альфреда Корто Рена Шерешевская (Rena Shereshevskaya). — Он знает 14 сонат Метнера лучше российских пианистов. Когда я впервые увидела его четыре года назад, он на слух сыграл Третью сонату Прокофьева, ни разу не заглянув в партитуру. Я сказала себе: это новый Моцарт». Люка Дебарг — необычный пианист. Он начал играть довольно поздно (в 11 лет), пишет музыку, обладает огромным репертуаром, отлично знает поэзию, литературу и историю искусства. «Я предложила ему подготовить его к конкурсу Чайковского за четыре года, потому что там допускаются отхождения от школьных стандартов».
После второго тура часть жюри не смогла сдержать чувств. «Владимир Фельцман словно играл вместе с ним, подняв пальцы в воздух, в том же ритме и с теми же акцентами», — восклицает Рена Шерешевская. «Он — гений!» — воскликнул Борис Березовский и принялся обзванивать всех, чтобы поделиться новостью. После Равеля ему 15 минут аплодировали стоя. «Через два года он будет одним из величайших пианистов в мире», — уверен Дмитрий Башкиров. Глава мероприятия и дирижер Мариинского театра Валерий Гергиев не поскупился на аплодисменты (редчайший случай!) и пригласил его на фестиваль в Санкт-Петербург 14 июля. На пресс-конференции он посадил его на почетное место (в нарушение протокола) и пригласил на гала-концерт, где обычно играют лишь победители (фортепиано, скрипка, виолончель и пение).
Организатор фестиваля «Декабрьские вечера» Ирина Антонова уже запланировала его участие в этом году. «Там выступают только величайшие в мире музыканты», — замирает в восторге Рена Шерешевская. Комитет российских критиков вручил ему в этом году свою премию и ждет его выступления в Москве 22 декабря. Все билеты уже раскуплены! И новые приглашения не заставили себя долго ждать: Чили, Перу, Япония, Италия и, разумеется, Россия. При том, что у него еще нет денег.
В какой еще стране так сильна любовь к музыке? От присутствовавшего на финале президента Путина, до скромного охранника парковки, который, расплакавшись от чувств, предложил ему пиво с рыбкой.
За два дня до отлета в Москву бабушка Люки Дюра раскрыла ему семейную тайну: ее родители были «белыми» русскими, которые бежали из страны в революционные годы. Да, он соплеменник Чайковского. Не удивительно, что его «Сентиментальный вальс» глубоко тронул аудиторию и даже почтенного профессора Сергея Доренского, "страх и ужас" Московской консерватории. А когда Люка играл на фортепиано Чайковского в доме композитора в Клину (там он жил свои последние годы), разрыдалась уже его учительница Рена Шерешевская, не выдержав напора охвативших ее чувств.