Именно продукты питания и стали предметом исследования, проведенного Продуктовой и Аграрной палатой Чехии, фирмой Ahold, а также анализа, проведенного по инициативе чешского евродепутата от социал-демократической партии Ольги Сегналовой. Объектом внимания экспертов стали продукты одних и тех же марок, которые можно приобрести, как в магазинах Германии, так и на чешской территории. Результат однозначен. Как гласит одно крылатое выражение — «это две большие разницы».
«Я с этим могу только согласиться. В наших консультационных филиалах мы подобные заявления также слышим. Это мнение большинства наших потребителей. Чешские покупатели на сегодняшний день уже научились внимательно читать информацию на этикетках, они знают, что приобретают, способны сравнивать и оценивать», — комментирует Герта Мазалова, председатель Объединения защиты потребителей.
Сравнительный анализ показал, что, например, йогурты и маргарин «Rama», купленные в Германии, были более высокой жирности. В Чехии продаваемый кофе содержал на треть больше кофеина. Лимонад в Германии подслащен сахаром, а в Чехии фруктозо-глюкозным сиропом. В чем же причина, что продукт, продающийся в Германии и в Чехии под одним и тем же названием, содержит разные ингредиенты или же, как минимум, отличаются их пропорции?
Различия между Западной и Восточной Европой, как сегодня аргументируют, прослеживается в ряде направлений. Это касается не только продуктов питания, которые в западных странах более качественные, чем у нас в Чехии. Можно вспомнить многое, в чем мы не можем сравниться не только с Германией, но и с другими странами Западной Европы, например, в размерах зарплат, пенсий и так далее. Однако, благодаря новым правилам Европейского союза, касающимся обозначения продукции, сегодня потребители уже лучше информированы о составе продуктов питания. С 13 декабря 2014 года на упаковке обязательно должна быть указана более точная и понятная потребителю информация. Распоряжением, действующим в ЕС, установлен список приводимых обязательных и добровольных данных. Причем добровольная информация также должна быть правдивой, и не вводить покупателя в заблуждение. Поэтому потребители располагают возможностью и уже научились определять, что конкретно они приобретают. Например, какой выбирают шоколад — с большим или с меньшим содержанием какао. Под вопросом остается то, как оценивается потребителем вкус шоколада с большим содержание какао — он более горький. Необходимо учитывать и вкусовые качества продукта, а не только состав.
Упомянутая покупательская способность чешских граждан, которая ниже, чем в Германии, естественно, оказывает свое влияние на качество пищевой продукции, предлагаемой магазинами. Однако, цены в чешских магазинах ничуть не ниже немецких, а часто и выше, притом качество продуктов питание отличается и в худшую сторону.
«Нельзя забывать и о различиях в уровне НДС, а также и маржи, начисляемой торговцами. Я бы сказала, что именно потребитель должен дать оценку и принять решение, что он хочет приобретать», — подчеркивает Герта Мазалова, председатель Объединения защиты потребителей.
Президент Продуктовой и Аграрной платы Мирослав Томан считает, что различие в составе продукции одной марки в разных странах связано со стремлением получить максимально возможную прибыль: «Заменитель дешевле, чем качественное сырье. Убавив содержание мяса, я снижаю себестоимость продукции, но могу ее продать по более высокой цене. Необходимо осознавать, что продукция так называемых „глобальных марок“, продаваемая в Чешской Республике, производится в Польше, Венгрии, Румынии, Болгарии. Однако то, что продается в Германии, тех же марок, сделано непосредственно в Германии или же в одной из стран-старожилов Европейского союза. У этих производителей свои рецепты, отработанная технология и они не позволят себе жульничать с клиентами».
А в Чехии?
«Давление торговых сетей столь велико, что и фирмы „глобальных марок“ меняют состав продукции. Можно услышать объяснение, что они придерживаются вкусовых пристрастий в конкретных регионах, что я считаю бессмыслицей. Каждому больше нравится сахар, чем искусственный заменитель, каждый больше любит настоящее мясо, чем сепарированную массу», — уверен президент Продуктовой и Аграрной платы Мирослав Томан.
— Можно ли добиться, чтобы качество продуктовой продукции, продаваемой в Чехии, достигло немецкого уровня?
— Можно. Осуществимо это посредством постоянного давления, как со стороны производителей, так и, в первую очередь, со стороны потребителей. Покупатель определяет все. Улучшение качества возможно, если предпочтение будет отдаваться чешской продукции, находящейся под постоянным контролем. Качество у нас гарантируется несколькими марками качества — региональными или от Продуктовой палаты. Результаты проверок контрольными органами нашей продукции свидетельствуют об объеме выявленной некачественной продукции на уровне 1 %. У чужих продуктов — от 7 до 12%, в зависимости от вида«.
В оценке качества непосредственно чешской продуктовой продукции Мирослав Томан сходится с мнением председателя Объединения защиты потребителей Герты Мазаловой: «У нас есть качественные и весьма вкусные продукты. Я бы сказала, что благодаря нашим чешским и моравским производителям некоторые наши продукты более качественные, чем в Западной Европе. Всем хорошо известно, что нами предъявляемые требования значительно строже, чем за пределами наших границ. Продукты питания не только безопасны, но и весьма хороши по вкусу. Я бы сказала, что для общего усиления качества продукции, продаваемой в наших магазинах, необходимо увеличить количество контрольных рейдов, расширить состав инспекторов. Мошенники весьма опасаются наших ревизий. Естественно, необходимо также увеличить штрафы за нарушения».