Недавние протесты в Армении вновь напомнили о серьезных политических и экономических трудностях этого государства, и тот факт, что большое количество людей вышло на улицы, можно считать закономерным. Проблемы глубокие, в годы независимости эта гористая страна на Южном Кавказе целенаправленно продвигалась к застойному политическому и экономическому болоту, и теперь выбраться из него можно только ценой неимоверных усилий. Даже бывшему президенту соседней Грузии и реализатору множества реформ Михаилу Саакашвили было бы нелегко повторить свою успешную практику в Армении, если бы появилось такое предложение.
Прибытие чужого реформатора представить сложно, потому что одну из главных причин неудач Армении нужно искать в большой увлеченности восстановлением исторической справедливости. Это чувствительная сфера, в которой взгляд со стороны, как правило, не принимается во внимание. Следствие такой увлеченности — территориальные претензии почти ко всем соседям (в том числе и к Грузии, правда, официально они не выражены). В случае Азербайджана территориальные претензии послужили основанием для войны в Нагорном Карабахе. Результат — закрытая граница с ничтожным уровнем взаимных сделок. То же самое в контактах с Турцией. Сохранение культа исторических обид не позволило сформировать нормальные политические и экономические отношения с этой страной. Разумеется, уничтожение почти полутора миллиона армян в Османской империи было преступлением, но это событие столетней давности, которым должны заниматься профессиональные историки. К тому же, армянским исследователям предоставлен достаточно свободный доступ к архивам в Турции. Скорее, приходится говорить о том, что находящиеся у власти в Армении силы (по всей вероятности, побуждаемые своим главным патроном — Москвой) приняли такое положение с двумя закрытыми и двумя открытыми границами — с Ираном и Грузией. Однако закрытые границы приносят огромный ущерб не особо богатой природными ресурсами Армении. Эту взаимосвязь следовало бы заметить недовольной части общества и задуматься над тем, как найти баланс между историческими чувствами и прагматичными аспектами современности. Может быть, нужно посмотреть на Балтию, которой исторические обиды со стороны Кремля не помешали развивать интенсивные экономические и культурные связи с Россией. Правда, вторжение России на Украину уже изменило эти отношения, и ухудшение ситуации может повлиять на них еще сильнее.
Слабый союзник и сателлит — такую Армению хочет видеть Россия, которая в течение двадцати лет захватила все прибыльные отрасли экономики этого государства Именно Кремль можно «поблагодарить» за неурегулированные отношения и замороженный конфликт с Азербайджаном. Двадцать лет назад знающие эксперты утверждали, что Москва умело использовала взаимную ненависть между армянами и азербайджанцами и поставляла Азербайджану самолеты, а Армении — средства противовоздушной обороны. Такая политика позволила измотать оба государства и удержать их в зависимости. И теперь слита информация о том, что крайне ослабленная Армения может купить у России модернизированные ракеты «Искандер-М». В таком случае и Баку придется дополнительно напрячься, закупив соответствующее вооружение у России. Как видим, политика «разделяй и властвуй» в отношении двух кавказских государств в исполнении Москвы остается неизменной.
Южный Кавказ — это регион упущенных возможностей, ситуацию в котором ухудшило несколько войн. И политические модели неодинаковы. Армения и Азербайджан выбрали не тот путь, что Грузия. К тому же, всем хорошо известно, как Кремль в 2008 году наказал грузин пятидневной войной. Хотелось бы посоветовать Армении искать спасение в уменьшении зависимости от Москвы, но осуществить это сложно.