Слово французского происхождения «солидарность» стало незаменимым в лексиконе наших политиков, когда необходимо говорить о принятии непопулярных решений. Это слово безнадежно затаскано, чтобы с его помощью повлиять на умы людей, поэтому нужны какие-то более образные выражения. В качестве примера можно упомянуть рассказ бывшего премьера Латвии Иварса Годманса о пингвинах, которые в снежную бурю становятся в круг, прижимаясь спинами друг к другу.
Тогда речь шла о нашей «зиме», или о том как пережить экономический кризис. Сейчас cравнение с пингвинами не очень актуально, потому что латышам надо будет греть не друг друга, а отдавать тепло наружу.
В том случае, если Европейский союз примет решение о программе помощи для Греции, Латвии нужно будет внести свою лепту, прогнозируют эксперты. Общая сумма, которую Латвия должна будет гарантировать в рамках упомянутой программы, составит 240 миллионов евро, считает эксперт в области экономики Андрис Страздс. В интервью Латвийскому радио он сказал: «Лично я не верю, и мне сложно представить, что те, от кого зависит принятие решения, верят, что Греция вернет эти 240 миллионов евро в полном объеме. Мы реально рискуем деньгами латвийских налогоплательщиков». Слабым утешением является то, что еще большими суммами рискуют другие государства-члены ЕС, в том числе наш сосед Эстония, которая аналогичные гарантии дала еще в рамках предыдущей программы помощи Греции. «Солидарность» — это, наверное, единственное, чем политическая элита Латвии объяснит обществу, для чего все это нужно делать. Хотя латвийский пенсионер вряд ли поймет, почему он должен проявлять солидарность с греческим пенсионером, доходы которого в четыре-пять раз больше. Обычно солидарность истолковывается по-другому: тот, кто богаче, помогает менее обеспеченному. Искусный оратор, разумеется, развернет все в другое русло, перейдя от конкретного примера к более широким темам. Например, о том, что не следует чрезмерно углубляться в данный случай демонстрации солидарности, учитывая, что иногда солидарность извне необходима нам самим. Правда, если напомнить дискуссии о том, насколько был отзывчив ЕС, в частности, в вопросе о равноправии наших крестьян (в получении дотацией из европейских фондов), то появятся веские основания для оспаривания этой формулы.
В последнее время аргумент о солидарности часто приводится применительно к проблеме африканских беженцев, которых Латвия якобы должна принять, солидаризируясь со странами Южной Европы (прежде всего, с Италией). Вопрос, очевидно, неудобный, поскольку на прошлой неделе «Единство» и Союз зеленых и крестьян заблокировали его рассмотрение на созванном оппозицией внеочередном заседании Сейма. Правда, некоторые мнения (в соответствии с процедурной: один — «за», другой — «против») все же прозвучали. Депутат от «Единства» Айнарс Латковскис, вооружившись фотографией истребителя Eurofighter typhoon, подчеркнул, что эти самолеты сейчас патрулируют воздушное пространство Латвии. Сейчас патрулирование осуществляет подразделение из Италии (ранее эту задачу выполняли Португалия, Канада, Германия, Нидерланды). За это мы должны принять несколько сотен беженцев, которые, пересекли Средиземное море и оказались в Италии, сказал Латковскис. Мол, у итальянцев не возникает вопрос, стоит ли участвовать в патрулировании неба над Латвией.
Полагаю, что и у наших пограничников не возникнет вопросов, отправляться ли на помощь в защите границ Италии (как и у латвийских солдат, которых регулярно посылают в различные международные миссии), но такая солидарность, как говорится, «из «другой оперы».