После долгого процесса законодательных метаний между Радой, Конституционной комиссией и президентской администрацией Украина, наконец, собирается начать процесс децентрализации государства. Столь ожидаемая в Брюсселе и Москве конституционная реформа является частью поставленных перед Киевом условий по Вторым минским соглашениям февраля этого года. После утверждения последних поправок в Конституционном суде законопроект будет поставлен на голосование в парламенте в конце августа и должен будет вступить в силу в октябре 2015 года, после местных выборов.
Как бы то ни было, провести реформу через парламент будет непросто, потому что для этого требуется большинство в две трети голосов, а правящая коалиция во главе с Блоком Петра Порошенко им не располагает. Союзникам президента придется постараться привлечь на свою сторону новых сторонников, не потерять старых и обеспечить дисциплину на голосовании, чего так часто не достает украинской Раде.
В частности, в законе предусматривается децентрализация административно-территориальной системы Украины и пересматриваются отношения между центральным киевским правительством и региональными властями. Новое административное деление теперь будет включать в себя три уровня: общину, уезд и регион. Центральное государство будет представлено на территориальном уровне префектами, которые будут назначаться правительством с одобрения президента. По согласованию с Радой и Конституционным советом президент сможет отменить решение децентрализованных властей, если оно противоречит конституции или же угрожает территориальной целостности страны (поле для маневра тут весьма широкое).
В своей новой форме Украина останется единым и унитарным, но децентрализованным государством, как неоднократно подчеркивал президент Петр Порошенко. Добиться этого не так-то и просто на фоне попыток «федерализации» Украины со стороны России, которой бы хотелось, чтобы сепаратистские Донецкая и Луганская области получили «особый статус» вне Вторых минских соглашений. В статье 11 февральского договора говорится об «особом статусе» ряда территорий Донецкой и Луганской областей, который, по мнению Москвы, должен быть прописан в конституционной реформе. Киев же сформулировал децентрализацию таким образом, что они получат не частичную автономию на конституционном уровне, а только временную автономию на трехлетний период. Что касается де факто присоединенных к России Крыма и Севастополя, конституционная реформа должна предоставить им «статус автономии».
В ответ на украинскую законодательную инициативу в России заявили, что Киев не выполняет обязательства по Минским договоренностям, и отвергли законопроект в его нынешней форме. Москва недовольна тем, что децентрализация проводится без консультаций с сепаратистами по поводу формы и содержания их территориальной автономии. Поэтому Кремль давит на украинские власти, чтобы те напрямую начали диалог с лидерами сепаратистских республик, что по факту означало бы признание их легитимности. Для Киева подобное абсолютно немыслимо.
Наконец, украинские парламентарии договорились о проведении местных выборов 25 октября 2015 года на всей территории страны, кроме Крыма и подконтрольных мятежникам регионов Донбасса. Самопровозглашенные республики в свою очередь в одностороннем порядке решили провести муниципальные выборы 18 октября и 1 ноября 2015 года. Это организуемое вне украинского законодательства голосование выходит за рамки Минских соглашений и представляет собой новую попытку их подорвать.
Если выборы на сепаратистской территории все же состоятся, они не будут признаны Киевом, но еще больше осложнят ситуацию на Донбассе, закрепив политический раскол страны. Сепаратисты стремятся вывести из равновесия киевское правительство не только военными операциями вдоль разграничительной линии, но и на политическом и избирательном уровне.