Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В какой-то момент слово взял украинский посол. Виктор Крыжановский, не позабыв уважительно отозваться о Михаиле Погребинском, счел необходимым вступить с ним в полемику. Кризис, по его мнению, не украинский, он — российско-украинский. С разных сторон понеслась откровенная брань, недовольные выкрики и пожелания «учить историю». В общем гвалте потонули слова Крыжановского о необходимости решения территориального спора по Крыму.

Очередным гостем медиаклуба «Импрессум» стал Михаил Погребинский — директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии. Поскольку «Импрессум» чаще всего приглашает деятелей, которые если не восторгаются политикой нынешнего российского руководства, то, по крайней мере, не подвергают резкой критике курс Кремля, личность Погребинского вызывала интерес. Украинского политолога никак нельзя отнести к прокремлевским.

Дискуссии не было, но монолог был не плох


Уже в дверях конференц-зала, где должна была начаться дискуссия на тему «Украинский кризис — роль Европы и России», я столкнулся с коллегой из другой школы, который, покидая аудиторию, бросил мимоходом: «Что-то мне не нравится эта публика!» В обоснованности этого замечания я смог убедиться некоторое время спустя, но обо всем по порядку.

Как было заявлено в анонсе мероприятия, сам Погребинский «высказал пожелание, чтобы вместе с ним в этой встрече в качестве участников диалога выступили местные эксперты, которые занимаются анализом украинской тематики и могут изложить свои взгляды на проблемы евроинтеграции его страны в формате «глядя из Таллина». «Импрессум» постарался выполнить это пожелание, усадив рядом с киевским политологом известного в Эстонии экономиста Владимира Вайнгорта и историка, публициста Илью Никифорова. Правда, их роль в итоге свелась лишь к тому, что они задали гостю свои вопросы, а своим видением ни с кем не поделились. Впрочем, их об этом никто и не попросил.

На встрече присутствовал чрезвычайный и полномочный посол Украины в Эстонии Виктор Крыжановский, который был представлен публике в самом начале мероприятия. По напряженной реакции аудитории (свободных мест в зале не было) стало понятно, что очень многим присутствие украинского посла настроения не улучшило.

Творцов украинского кризиса немало


Во вступительном слове Михаил Погребинский отметил, что к кризису его страна шла долгие годы. Свою лепту в развитие этого процесса внесли очень многие, включая Россию. Запад сделал немало, чтобы сориентировать Украину на Европу. Изначально Россия не возражала против сближения Украины с ЕС (ярко выраженное недовольство Кремль обозначал только по поводу возможного вступления страны в НАТО), но затем стала оказывать серьезное давление на Януковича. Причем сам Погребинский назвал такую перемену в поведении Москвы ошибочной.

Главная ошибка Киева накануне донбасского кризиса, по мнению украинского гостя — это отказ от диалога с повстанцами. Собственно, и сейчас он все еще не налажен. Минские соглашения давали и продолжают давать реальную возможность прекратить боевые действия  — так считает Погребинский. Однако, по его мнению, Киев стал отклоняться от них буквально на следующий день.

Тем не менее, гость позволил себе сдержанный оптимизм, туманно заметив о своих предчувствиях, что в последние дни Москва, Вашингтон и Киев пришли к какому-то соглашению. По словам политолога, такого же мнения придерживается и посол Виктор Крыжановский.

Отвечая на вопросы, гость высказал суждение, что значительная часть русских украинцев (к которым он и сам себя относит) настроена проукраински. То есть, против официальной позиции России.

Холодный душ для украинского посла


В какой-то момент слово взял украинский посол. Не позабыв уважительно отозваться о своем соотечественнике, господин Крыжановский счел необходимым вступить с ним в полемику. Кризис, по его мнению, не украинский, он  — российско-украинский. Говоря о минских договоренностях, посол выступил за комплексное их выполнение, а затем перешел к теме малайзийского «Боинга», сбитого год назад над Донбассом.

«Почему так нервно реагирует Россия на предложения о трибунале?» — приблизительно так прозвучал вопрос посла, ответ на который ему не суждено было услышать: с разных сторон понеслась откровенная брань, недовольные выкрики и пожелания «учить историю». В общем гвалте потонули слова Крыжановского о необходимости решения территориального спора по Крыму.

Мне показалось, что неловкость ситуации почувствовал только Погребинский. По крайней мере, только он пытался каким-то образом образумить публику, не стеснявшуюся открыто хамить послу иностранного государства. В этот момент я почувствовал стыд за несдержанность зрителей и собственное бездействие. Мысль извиниться перед Виктором Крыжановским по окончании встречи осталась нереализованной  — посол не стал дожидаться финала.

У России есть ядерное оружие, но шанса — нет


Что еще запомнилось из сказанного украинским политологом? Что Путин не наивен: Россия не имеет шансов стать вторым мировым центром, но с Западом она равна в ядерном потенциале. В момент зарождения «Майдана» Кремль счел ситуацию критической для себя, но это было его политической ошибкой. В глобальном смысле главная проблема в том, что долгие годы интересы России игнорировались, и Путин пытается эту ситуацию изменить. Витающая в украинском обществе идея «дерусификации» продолжает в нем витать и, если Донбасс будет Украиной потерян, то русское пространство будет зачищено во всей стране. Война не закончится до тех пор, пока Путин поддерживает ополченцев. Когда будет воля Запада и Москвы, ситуация заморозится. В этот момент в зале снова возник неодобрительный шум.

Говоря о ситуации в целом, Погребинский нашел ее очень тяжелой и противоречивой. Украина в штопоре и выхода из него пока не видно. Кое-что стало лучше в административном плане, есть вполне успешные направления. В здравоохранении все плохо, в малом бизнесе что-то лучше. Но пока идет война, трудно разобраться. У Порошенко нет поддержки даже в его собственной фракции. Большинство населения против продолжения войны, но большинство в Раде за войну. Людей, выступающих за компромисс с Донбассом, все больше. Ради мира половина украинцев согласна на статус русского языка как второго государственного, но политическая элита эту идею даже не обсуждает. Совершенно очевидно, что все уже устали. И именно это дает шанс на умиротворение.

В заключение своего выступления киевский гость с иронией отметил, что позиция официальной Украины в отношении России довольно странная: она обвиняет Кремль в ведении гибридной войны и одновременно просит скидку на газ. И, что самое удивительное, эту скидку получает.

Спорить лучше в аудитории, чем на баррикадах

Публика расходилась, оживленно обсуждая встречу. С группой женщин зрелого возраста разговорился и я. Погребинский у всех оставил хорошее впечатление, но поведение некоторых зрителей в отношении посла все признали недостойным. В то же время мои собеседницы выразили недовольство пропагандой, которой занимался, как они были уверены, украинский посол. Затем особенно эмоционально обсудили присоединение Крыма к России и всю ситуацию на Украине.

Присоединившаяся к нам женщина, представившаяся как руководитель одного из молодежных центров, с грустью заметила, что значительная часть аудитории своими громкими репликами по сути поддержала антиукраинскую истерию, которая сполна льется на нас с российских телеканалов: «Такое впечатление, что все хотят, чтобы на Украине все было плохо и еще хуже».

Закончить мне хочется тем, что такие встречи очень нужны. И очень хочется, чтобы их организаторы давали возможность высказаться людям с разными точками зрения и не позволяли бестактные выпады в сторону тех, кто высказывается. Ибо истина, как правило, всегда находится между двумя крайними взглядами. Кстати, это заметил не я.