Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Протесты — прекрасное событие для Армении, а приобретенное российское оружие — для Москвы

Интервью с ведущим аналитиком по вопросам СНГ и России авторитетного британского аналитического центра по вопросам обороны и безопасности Jane’s Intelligence Лилит Геворгян. Гражданское движение было прекрасным событием для Армении. Это новое веяние, движением руководит молодежь, и этим можно будет положить конец продолжающейся в Армении политической изоляции и апатии.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Гражданское движение было прекрасным событием для Армении. Это новое веяние, движением руководит молодежь, и этим можно будет положить конец продолжающейся в Армении политической изоляции и апатии. Несмотря на некоторый упадок движения, я бы не спешила прокомментировать подобным образом.

— Госпожа Геворгян, как вы оцениваете гражданскую активность последних недель в центре Еревана с требованием аннулировать решение о повышении стоимости электроэнергии?
 
— Гражданское движение было прекрасным событием для Армении. Это новое веяние, движением руководит молодежь, и этим можно будет положить конец продолжающейся в Армении политической изоляции и апатии. Несмотря на некоторый упадок движения, я бы не спешила прокомментировать подобным образом. Возможно, движение не нужно судить по тем правилам, которые приемлемы для политических партий или вооруженных группировок, которые обычно имеют четкие цели и тактику до того, как начать кампанию, и их окончательная борьба для достижения власти.
 
Причем, слабости гражданского движения также являются его сильными сторонами. Например, оно имеет руководство, которое может смениться в любой момент, в отличие от политических партий. По этой причине движение может быть хаотичным, и в плане координирования трудным, но это позволяет, чтобы власти теряли контроль над людьми, находящимися на улице, не знали, с кем говорить, с кем вести переговоры, на кого повлиять. Просто есть очень много людей, с которыми в данном случае нужно общаться. Правительства стран-членов Евразийского экономического союза сейчас знают, как общаться с оппозиционными партиями, они обычно сконцентрированы на одной из них, но гражданские движения более сложно подвергаются манипуляциям, грубая сила может иметь обратное воздействие, как мы видели из опыта применения водометных машин со стороны властей Армении. Если движение будет хорошо управляться, то имеет большие возможности оставить в стороне политическую систему, которая в течение последнего десятилетия обслуживала всего лишь интересы группы людей. Средством для изменения этой системы должно быть устранение растущей коррупции в государственной системе управления, во всех сферах.
 
В конце концов, это политические вопросы, гражданские движения тоже являются политическими, даже если не имеют цели достижения власти. Более того, в случае успеха, в определенный момент новые лидеры этого гражданского движения могут конкурировать за политическую власть в стране. Но напротив, движение сегодня активно отрицает обстоятельство политизации. Это результат неподготовленности. Политическое движение подразумевает ассоциацию с дискредитированной и неудавшейся оппозицией, и косвенно поддерживает их стремление к достижению власти. Я считаю, что движение пока не готово, исходя из малого опыта, скудных ресурсов и геополитических обстоятельств, не может взять на себя такое великое дело, как освобождение страны от той политической и экономической элиты, которая уже несколько десятилетий находится у руля власти. Не по той причине, что они больше верят в эти власти, чем в других, а просто по той причине, что они рассматривают это, как долгую и большую игру, в которой им нужны серьезные возможности, перед тем, как устранить эти власти.  Это не совпадает с мнением других демонстрантов и широкого круга общественности, у которых меньше терпения, которые хотели бы увидеть быстрое изменением системы, особенно в том случае, когда часы идут в обратном для национальных интересов Армении направлении, экономическая ситуации ухудшается, а эмиграция увеличивается.
 
— На фоне этих событий со стороны России Армении был предоставлен кредит на 200 миллионов долларов США для приобретения вооружения, и отмечается, что долг компании «Электрические сети Армении» не будет погашаться за счет этих средств.
 
— Предоставление со стороны Москвы кредита на сумму в 200 млн долларов в то время, когда Москва находится в довольно сложных экономических условиях, показывает одно, что Россия стремится удержать Армению в своем лагере. Москва отлично знает, что преданность Армении Москве обусловлена проблемами безопасности и опасениями от Азербайджана и Турции. Но продажа российского оружия Азербайджану, сохранение равновесия между Арменией и Азербайджаном, периодическая эскалация на армяно-азербайджанской границе, углубляющиеся энергетические отношения России и Турции многих армян вынуждают сомневаться в плане партнерства с Россией.
 
Так что, приобретение российского оружия на льготных условиях напоминает о том, какую важную роль играет Россия в системе безопасности Армении, и является попыткой предотвращения потенциального антироссийского осадка.
 
Особенно учитывая то обстоятельство, что сформированная политическая борьба была также против российской компании.
 
Среди армян распространено мнение, что Москва является благотворительным защитником Армении, и что Ереван получает больше от этого сотрудничества, чем Москва, но у Кремля на этот счет более реалистичное мнение, и Армения ценится больше. Россия не может позволить себе потерять Армению, и без того у нее маленький список друзей. Москва заинтересована в сохранении нынешней политической системы Армении, которая постепенно, в течение многих лет помогала России увеличить свое влияние в отношении Армении.
 
— Поскольку Армения приобретает оружие у России на льготных условиях, какую приблизительно реальную стоимость может иметь оружие на 200 миллионов долларов, и какое оружие может это быть, учитывая огромный арсенал наступательного вооружения Азербайджана, это может быть наступательное, или оборонительное оружие?
 
— Я только могу отметить, что будет большое многообразие видов вооружения, которое Армения может приобрести. По причине безопасности практически невозможно узнать от властей, что сейчас нужно Армении. Я только могу сказать, что Армения попытается приобрести и оборонительные, и наступательные виды оружия, хотя власти Армении будут вынуждены вложить больше 200 миллионов, чтобы достичь арсенала Азербайджана. Но Армения не пытается конкурировать в плане статистики. По причине недостаточности финансовых средств, нужно улучшить качество, это больше требует хорошего управления, чем финансов.
 
— В последние дни в самых высших официальных кругах говорится о том, что Россия продала Армении ракетную систему типа «Искандер». Это может быть реалистичным? Не нарушается ли еще больше равновесие милитаризации региона?
 
— До этого момента были только публикации в прессе, преимущественно со стороны российских информационных агентств, которые отмечают, что между Москвой и Ереваном проводятся обсуждения, но пока нет окончательного решения. Не ясно, возьмет ли Армения систему противоракетной обороны, и если да, не ясно, это будет «Искандер-М» или более простой «Искандер-Э».
 
В любом случае, система противоракетной обороны должна быть более продвинутой, чем та, которая есть у Армении. Если эти системы полностью находятся под контролем властей Армении, и исключительно под контролем вооруженных сил Армении, то их прямой целью является Азербайджан. У Азербайджана довольно мощная система противоракетной обороны, но практическое наличие «Искандера» под контролем Армении будет предупреждающим и сдерживающим обстоятельством.
 
Думаю, смысл увеличения видов вооружения в регионе обусловлен нерешенным конфликтом, откуда исходит гонка вооружений, которая, к сожалению, не закончится в ближайшее время. Если действительно сделка осуществится, и у Армении появится эта новая возможность, неравенство в военных отношениях долго не продлится, Баку имеет возможность восстановить баланс.
 
Эта система только повысит уязвимость конфликтующих сторон. И поскольку они в отношении друг друга станут более уязвимыми, маловероятно, что прибегнут к широкомасштабной войне. Это, кажется, политика сдерживания, с помощью которой движутся Армения и Азербайджан.
 
— Если «Искандер» является реальностью, можем ли мы сказать, что Армения практически вступила в плоскость противостояния Запад-Россия со стороны России?
 
— Несмотря на те заверения политических лидеров Армении, что Армения ведет многовекторную внешнюю политику, страна все больше рассматривается, как спутниковое государство России. Размещение противоракетной оборонной системы, а также ядерные боеголовки могут стать основанием для дальнейшей военной интеграции, это может стать тревожным обстоятельством для западных столиц.
 
Несмотря на это, должна сказать, что этот факт не должен вызвать потрясение, потому что были предупреждающие публикации о том, что российские «Искандеры» должны были быть в Армении еще раньше, как частицы военного присутствия.
 
Уже долгое время российская военная база находится в Армении. Ереван участвует во всех российских политических и экономических системах, которые предлагает Россия, и никогда у Армении не было четко выраженного желания присоединиться к НАТО. Армения вряд ли будет настолько преданной, или пророссийской, как сейчас. Несмотря на все это, я должна добавить, что нынешняя геополитическая структура между Западом и Россией лишает Армению всех тех возможностей, с помощью которых она пытается уравновесить свои отношения с Россией и с Евросоюзом.